Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Оглашен 22 февраля 2017 года
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Одной из задач, поставленных Президентом страны в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», является защита и продвижение национальных экономических интересов в интеграционных объединениях, включая Евразийский экономический союз.
Фракция ДПК 'АК жол' уже неоднократно обращалась к Правительству с запросами о неравных условиях, в которые поставлены казахстанские предприниматели некоторыми соглашениями в рамках ЕАЭС.
Иногда вопросы вызывают не только подобные соглашения, но и то, каким образом представители Казахстана прорабатывали подобные обязательства, прямо ущемляющие наши национальные интересы? К сожалению, такие пробелы продолжают вскрываться.
Так, нормы Решения Высшего Евразийского экономического Совета (ВЕЭС) от 29 мая 2014 года№72, определяющие условия промышленной сборки моторных транспортных средств на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, однозначно ущемляют интересы Казахстана.
Пункт 2 этого документа обязывает Казахстан и Беларусь прекратить заключение новых соглашений в отношении моторных транспортных средств по нескольким товарным позициям ТН ВЭД ТС (по истечении 60 календарных дней с даты вступления в силу Решения).
Причём, на Россию это требование не распространяется, что, на наш взгляд, противоречит таким базовым принципам формирования Союза, как равноправное и взаимовыгодное сотрудничество.
Что это за равноправие, если из трёх сторон соглашения обязанности возлагаются только на две?
Что это за взаимная выгода, если новые инвестиционные проекты в данной сфере имеет право реализовывать только одна страна? Значит, остальные страны будут вынуждены приобретать современные транспортные средства только у неё, причём в монопольном порядке?
Еще одна дискриминационная норма в этом документе –подпункт 4) пункта 1 Решения, который предусматривает возможность увеличение квоты по проектам промышленной сборки, но только для Белоруссии и по согласованию с Российской Федерацией.
В этом случае прослеживается во-первых, подчинённое положение одной стороны Союза перед другой - Белоруссии, которая должна согласовывать свои решения с Россией. Но даже при этом, Белоруссия хотя бы имеет право поставить такой вопрос.
У машиностроительной отрасли Казахстана даже такой возможности нет, у нас есть только обязанность прекратить открывать новые производства промышленной сборки.
А наш равноправный союзник Россия - вообще никому ничего не обязана, но имеет право отказать или разрешить Белоруссии новые проекты.
Но тогда, помимо вопросов о равноправии и взаимной выгоде, встаёт ещё одна проблема. Что это за модернизация, если нашу экономику ставят в зависимость от производства в стране, которая никак не является мировым лидером технологий? Например, с каких пор 'Лада' стала считаться технологичнее и инновационнее, чем 'Тойота' или 'Мерседес'?
Фракция 'Ак жол' усматривает в данной конфигурации угрозу дальнейшего разрыва и технологического отставания нашей экономики, причём уже не только от мировых лидеров, но и от не самого передового российского транспортного машиностроения.
Напомним, что под занавес 2016 года, по инициативе фракции ДПК «Ак жол», отечественные проекты промышленной сборки получили таможенные преференции через систему инвестиционных контрактов, взамен отмены налоговых льгот, действовавших в режиме Свободного склада. Мы признательны Правительству за поддержку в этом вопросе.
Но указанные выше ограничения фактически закрывают перед Казахстаном возможности по применению подобных преференций инвестиционного контракта для новых производств, а также по поиску в открытом мире новых, более современных и смелых решений в отрасли.
В этой связи, уважаемый Бакытжан Абдирович, депутатская фракция «Ак жол» просит Вас защитить национальные интересы Казахстана путем инициирования изменений в Решение ВЕЭС № 72 от 29 мая 2014 года, предусмотрев в нём возможность заключения новых Соглашений о промышленной сборке между уполномоченными органами и юридическими лицами государств-членов, путём взаимного согласования или уведомления сторон.
До внесения вышеуказанных изменений в Решение ЕЭС № 72 от 29 мая 2014 года, поручить Министерству энергетики и Министерству по инвестициям и развитию, внести изменения в совместно утверждённые Правила стимулирования производства в Республике Казахстан транспортных средств (соответствующих экологическому классу 4 и выше; с электродвигателями), заменив в них требования наличия Соглашения о промышленной сборке на инвестиционный контракт.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»