14
Сентября

14.09.2017

Создать максимально благоприятные условия для сельхозкооперации требуют депутаты «Ак жола» - депутатский запрос

 

 

 

Оглашен 13.09.2017 г.

                                                                                                            Заместителю
                                                                                                            Премьер-Министра
                                                                                                            Министру сельского хозяйства
                                                                                                            Республики Казахстан
                                                                                                            Мырзахметову А.И.

 

 

Депутатский запрос 

Уважаемый Аскар Исабекович! 

Важнейшей чертой развития агропромышленного комплекса является кооперирование крестьянских хозяйств, как наиболее массовая экономическая форма организации фермеров.

На сегодня избыточное нормативно-правовое регулирование, отсутствие налоговых преференций, недоступность субсидий и льготного кредитования является тормозом для кооперирования.

Глава государства в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», поручил взять курс на объединение более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в сельхозкооперативы в течение 5 лет.

В конце 2015 года мы приняли Закон «О сельхозкооперативах», целью которого является решение вышеуказанных преград.

В ходе летних встреч с избирателями, фермеры и представители крестьянских хозяйств отмечали имеющиеся барьеры для процессов кооперирования.

Первая и одна из самых значимых проблем сельхозкооперации – доступность господдержки. По Закону «О сельхозкооперативах» для создания кооператива достаточно 3 членов. Но и Минсельхоз, и различные фонды ставят необходимым условием объединения не менее 20 членов

Есть примеры, когда 5-6 мелких хозяйств, объединившие активы (50-100 голов скота), чтобы рассчитывать на господдержку, обращаются к владельцам ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы формально отразить достаточное количество членов.

Второе. Значительных сил и времени требует сбор более 36 видов документов, необходимых для оформления льготных кредитов по линии Фонда поддержки сельского хозяйства. Данную процедуру можно было бы сократить по примеру банков, когда заемщик дает свое согласие, а банк сам запрашивает все необходимые справки через систему ЦОН.   

Третье. С вышеуказанными сложностями связана и другая проблема – это процесс передачи имущественного пая.  В Законе «О сельхозкооперативах» прописаны возможности членов кооператива взносить имущественный пай (земля, техника, скот). При передаче имущественного пая в состав кооператива необходимо переоформлять технику, госакт на землю, а также регистрировать скот в ИСЖ (Идентификация сельскохозяйственных животных). Все эти процедуры необходимо совершить документально, и кооператив эти активы должен отражать в своем балансе. При выходе члена из состава кооператива, указанные имущества должны быть переоформлены обратно. При этом надо учитывать, что при осуществлении своей деятельности, кооператив использует и заемные средства с залоговым обеспечением. А при неблагоприятном стечении обстоятельств в работе, в том числе - связанной с прекращением членства отдельных лиц, могут возникать проблемные моменты солидарной ответственности членов кооператива.

Четвертое. Значительным барьером для кооперации является налоговое законодательство. Если до передачи имущественного пая крестьянин платил ЕЗН (единый земельный налог), то после передачи имущества, декларацию по этим активам должен подавать кооператив. К примеру, чтобы получить СНР (специальный налоговый режим) нужна земля в собственности либо на праве землепользования. Закон гласит, что член кооператива может вносить свое право землепользования в качестве вклада. Однако крестьяне получают отказ в ЦОНах и управлениях юстиции в перерегистрации со ссылкой на отсутствие соответствующих подзаконных актов.

Таким образом приходится констатировать, что на практике подзаконные акты в указанной сфере отсутствуют либо прямо противоречат нормам Закона о сельхозкооперации, сдерживая развитие этого важного направления АПК. 

В этой связи фракция «Ак жол» просит завершить формирование законодательной базы, и принять подзаконные акты, направленные на создание максимально благоприятных условий для сельхозкооперации.   

 

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

             ОТВЕТ