20.09.2017
Оглашен 20.09.17 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б. А.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Мукомольная промышленность Казахстана – крупнейший экспортер переработанной сельхозпродукции. 98% экспорта муки приходится на Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан и Туркменистан. Экспорт муки - мощнейший рычаг развития не только зернопроизводства, но и всего АПК в целом.
Мукомолье - единственная среди пищевых отраслей в Казахстане, которая ориентирована в равной степени как на внутренний, так и на внешний рынок. Более того, в отдельные годы на внешний рынок Казахстан поставлял намного больше продукции, нежели на внутренний.
Обратившиеся в «Ак жол» предприниматели бьют тревогу по поводу сокращения объемов своего производства, в том числе – из-за нехватки зерна, которое, по их словам, массово скупается трейдерами и отправляется на экспорт. Этому способствует политика стран-импортеров, стимулирующая ввоз зерна пшеницы в ущерб импорту продуктов его переработки: муки и мучных изделий.
К примеру, Узбекистан ведет жесткую политику против импорта муки, наращивая собственное производство. Если в 2007 году Казахстан экспортировал в Узбекистан 157 тыс. тонн зерна и 732 тыс. тонн муки, то уже в 2015 году – 1 млн. 405 тыс. тонн зерна и 818 тыс. тонн муки. По аналогичному пути идет и Таджикистан, последовательно уменьшая закуп муки и увеличивая импорт зерна в среднем на 50 тысяч тонн в год, для чего установил разный НДС: на муку – 18%, на зерно – 10%.
Надо отметить, что вопросы экспорта, нетарифного регулирования, транзитных тарифов были озвучены Президентом Назарбаевым в ходе его недавних поездок в Узбекистан, Таджикистан. После многих лет переговоров, достигнуты договоренности о снятии импортных акцизов на импорт нашей пшеницы, и уже сегодня узбекские покупатели выходят на казахстанских поставщиков.
В Кыргызстане полностью отменен НДС на импортируемое зерно из Казахстана, чем также они стимулируют у себя перерабатывающую промышленность.
Увеличение экспорта зерна и потеря доли экспорта муки не только отрицательно влияют на степень увеличения в экспорте и внутреннем рынке доли переработанной продукции с высокой добавленной стоимостью, но и влечет за собой образование дефицита зерна для отечественных мукомолов, что, в свою очередь, ставит под угрозу само существование многих зерноперерабатывающих предприятий, а это - тысячи рабочих мест и многомилионные налоги в бюджет.
Еще одна проблема для экспортеров муки – это возврат НДС при экспорте: мукомолы в течение года не могут получить тот НДС, который должен был вернуться в течение нескольких дней.
Более того, половина этой суммы оказывается «замороженной» из-за бесконечных проверок, причем - всей цепи контрагентов.
При проведении налоговых проверок на возврат превышения НДС налоговые органы, применяя Правила применения системы управления рисками (
далее – Правила СУР) по результатам проверки формирует аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».
В 2013 году в Правила СУР внесены изменения, в соответствии с которыми налоговые органы, установив в поставщиках экспортера муки производителя муки, осуществляют проверку далее - до поставщиков последнего уровня. Если в ходе проверки в поставщиках третьего – пятого уровней выявляются нарушения, экспортеру муки в возврате НДС отказывают. То есть, экспортер муки несет ответственность за соблюдение налогового законодательства третьими лицами.
Складывается парадоксальная ситуация – с одной стороны, Глава Государства неоднократно призывает всемерно развивать экспорт переработанной сельхозпродукции, и минсельхоз усиливает работу в этом направлении, а на практике мукомольные предприятия не только не получают мер финансовой поддержки при экспорте - наоборот, систематически недополучают возврат НДС, что существенно сдерживает закупочную деятельность мукомолов и снижает мотивацию экспортной деятельности в целом.
Учитывая изложенное, уважаемый Бакытжан Абдирович, считаем необходимым:
- разработать стратегическую программу поддержки мукомольной промышленности и выработать системные меры по защите внутреннего производителя, в том числе - на внешних рынках;
- использовать механизм государственного субсидирования и льготного кредитования для повышения заинтересованности производителей реализовывать зерно мукомольным предприятиям;
- отменить применение нормы ответственности экспортера муки за финансовые нарушения третьих лиц, выявленные в ходе проверки органов финансового контроля.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ Премьер-министра РК
Ответ Министра финансов РК