20
Сентября

20.09.2017

Очередной внебюджетный механизм с миллиардными обязательными платежами раскритиковали в «Ак жоле» - депутатский запрос

Оглашен 20.09.2017 г.

                                                                      
                                                                                     Премьер-министру
                                                                                             Республики Казахстан
                                                                               Сагинтаеву Б.А.

 

 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
 
Уважаемый Бакытжан Абдирович!

С 28 января 2017 года вступил в силу принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) - РОП, оператором которого является частное ТОО «Оператор РОП».
В Экологический кодекс РК внесена целая глава, регулирующая деятельность РОП и направленная на сокращение объемов загрязнения окружающей среды техническими отходами.
В партию ДПК «Ак жол» поступило обращение от представителей компаний по утилизации автомобильных шин с жалобой на нарушение их прав в части реализации норм законов, регулирующих расширенные обязательства производителей (импортёров) товаров.
В феврале 2017 года на заседании Отраслевого комитета Минэнергетики было принято решение о финансировании сбора, транспортировки, обезвреживания, переработки, утилизации использованных шин на основании заключаемых с переработчиками прямых договоров.
Однако, согласно обращению, «Оператор РОП» в настоящий момент не заключает прямые договора с переработчиками, а проводит тендеры, при том, что совокупная мощность предприятий по утилизации (40 тыс.тн.) в 7,5 раз меньше ежегодного объёма выбрасываемых автошин (300 тыс.тн.).  Для чего проводить тендеры среди 20 предприятий, когда объёма работы хватит ещё на 150 таких же заводов?
И при этом, на момент обращения переработчиков шин к депутатам фракции, ещё не было заключено ни одного договора и не уплачено ни одного тенге. Хотя в сам РОП обязательные платежи уплачиваются импортёрами наряду с налогами, с той разницей, что налоги идут государству, а эти платежи - не совсем понятно: кому именно.
Даже сама оплата искусственно разделена на две части: за переработку (утилизацию) шин, и услуги по их транспортировке, хотя предприятия-переработчики могли бы услуги транспортировки обеспечить самостоятельно.
За утилизацию отходов оплата предусмотрена в размере менее 10% от всей суммы, а стоимость транспортировки, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг составляет более 90%.
Получается, что заводы-переработчики, которые являются главным субъектом данной отрасли, получают мизерную часть оплаты, тогда как львиная доля достаётся каким-то другим лицам.
Но и при этом, компенсация за переработку автошин производится только при условии убыточности предприятия-переработчика. Таким образом заранее создаются условия для целенаправленной ликвидации предприятий.
В связи с отсутствием прозрачности во взаимоотношениях РОП с предприятиями-переработчиками отходов, возникают и обоснованные опасения по поводу эффективности данной программы в целом и её практического влияния на защиту окружающей среды от технических отходов.
В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит дать обоснованное разъяснение по следующим вопросам:
1. С чем связана позиция Правительства РК, отказавшегося от права участия в качестве акционера при создании «Оператора РОП», в нарушение пункта 4-1) ст.16 Экологического кодекса РК?
 
2.  Как Правительство РК намерено обеспечить прозрачность и эффективное использование поступаемых на счета «Оператора РОП» обязательных платежей от импортёров товаров, учитывая, что (по данным открытых источников) запланированы поступления в размере 140 млрд. тенге.
3. Предусматривается ли принятие нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение оператора РОП и статус собираемых им денежных средств? Что это, если не налог?  А если это налог, то почему им распоряжаются в частном порядке и в обход бюджетных процедур?

Мы также предлагаем:
1. Создать открытую и прозрачную систему взаимодействия между всеми участниками системы РОП.
2.  Решить вопрос о заключении с заводами-переработчиками отходов шин прямых долгосрочных договоров, без проведения тендеров.
3. Объединить стоимость услуг по переработке (утилизации), транспортировке, сбора и прочих сопутствующих утилизации услуг.
4.  Провести анализ деятельности ТОО «Оператор РОП» в части обоснованности расходования средств, собранных им от импортеров (производителей) товаров.
 

С уважением,

             Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

             ОТВЕТ