14.05.2014
оглашен 14 мая 2014 года
Премьер Министру РК
г-ну Масимову К.К.
Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимханович!
Доступное жилье должно стать нормой для каждого казахстанца, что отражено и в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050».
В этих целях государством реализуется Программа «Доступное жилье 2020».
На сегодняшний день количество очередников по данным Министерства Регионального Развития, составляет около 268 тысяч семей.
В 2012 году количество стоящих в очереди равнялось 147 тысячам наших граждан.
Другими словами, за полтора года количество очередников увеличилось на 80%!
Актуальность вопроса приводит к различным манипуляциям в данной сфере, не случайно к депутатам поступает очень много нареканий по поводу того, что очередь продвигается очень медленно, или не двигается вообще.
Причём список очередников продолжает расти, и это только те граждане, которые имеют право на получение жилья от государства.
На самом деле, число нуждающихся в улучшении жилищных условий гораздо больше. По самым оптимистичным расчётам, при нынешних темпах даже нынешние очередники не смогут получить жильё и к 2020 году.
По программе «Доступное жилье - 2020» предполагается ввести 62 млн. квадратных метров жилья, это примерно 1 млн. квартир.
Но лишь 17% этого жилья планируется построить по линии государства, и только на него могут рассчитывать все очередники.
Однако в реальности государство ничего не строит, а лишь выкупает квартиры у частных компаний либо заказывает им же строительство социального жилья через такие организации, как Жилстройсбербанк и АО Казахстанская ипотечная компания (КИК).
При этом вместо возрастания, происходит сокращение средств, выделяемых на эти цели. Например:
- На 2013 год было заложено на увеличение уставного капитала АО «КИК» 25 млрд. тенге, а внесено всего лишь 15 млрд тенге.
- На 2014 год планировалось увеличение на 26 млрд. тенге, исполнено на 14 млрд тенге.
Очевидно, что идёт недофинансирование и сокращение объемов ввода жилья по линии государства.
О проблемах в системе АО «Жилстройсбербанк» депутаты партии «Ак жол» поднимали вопросы последние полтора-два года, а в прошлом году эта ситуация получила справедливую критику Главы государства, и сейчас идёт «работа над ошибками».
Как бы то ни было, недостаток жилья, предоставляемого государством, толкал людей на ипотеку.
Во всём мире, ипотека - это возможность по приобретению жилья для состоятельных людей, которые имеют высокие даже по европейским меркам доходы.
Однако в нашей стране на неё были вынуждены идти граждане с небольшими доходами, в результате чего условия ипотеки ведут их к разорению, потере имущества и к социальной напряженности.
Между тем, даже в богатых в европейских странах 60 и более % людей живут в арендованных квартирах, построенных и предоставленных государством.
Поэтому единственно правильной альтернативой ипотеке было бы решение проблемы жилья за счёт государственного строительства.
Однако первоначально созданная в этих целях Казахстанская Жилищно-строительная корпорация вскоре сменила приоритеты и вместо прямого участия в строительстве стала дублировать деятельность уже имеющихся государственных структур по закупу жилья у коммерческих застройщиков.
Но условия и цены, закладываемые в такие проекты, явно малопривлекательны для частных строительных компаний, так как устанавливаются на грани рентабельности.
Целью государственного финансирования жилищного строительства является не продажа и получение коммерческой прибыли, а решение острого социального вопроса.
В сложившейся ситуации полагаем, что государственные предприятия отрасли должны не перепродавать жильё частных компаний, а взять на себя строительство жилья по ценам ниже рыночных.
Помимо прочего, это подвинет и частные строительные компании к снижению цен на жильё.
А сегодня вместо решения жилищного вопроса, госорганы породили ещё одного посредника за государственный счёт, реальная польза от которого крайне сомнительна, как и вся деятельность структур с государственным участием в этой отрасли.
На основании выше изложенного просим Вас:
1.Пересмотреть количество вводимого государственного жилья в
год в сторону увеличения в адекватном объёме.
2. Пересмотреть роль и функции Жилищно-строительной корпорации в сторону непосредственного участия в строительстве, в том числе через механизмы ГЧП.
3. Проверить соответствие поставленным задачам и финансово-хозяйственную деятельность всех перечисленных компаний с государственным участием в сфере жилищного строительства (за исключением Жилстройсбербанка, проверки по которому уже проводились по поручению Президента).
4. Увеличить финансирование государственного строительства в рамках увеличившегося количество очередников по программе «Доступное жильё 2020».
С уважением,
депутаты фракцийДПК «Ак жол»
Т. Ергалиев
А. Перуашев
Е. Никитинская
Н. Жазылбеков
М. Казбекова
А. Абильдаев
С. Кадралиева
А. Туртаев