21.05.2014
оглашен 21 мая 2014 года
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К. К.
Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимканович!
В 2011 году постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2011 года № 862 была принята Программа «Развитие регионов», целью которой является выявление системных проблем, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их решения.
Для создания высокоорганизованной урбанистической среды на уровне местных агломераций было предусмотрено формирование специальных экономических зон (СЭЗ), индустриальных парков, зон инновационной роста, промышленных площадок, центров коммерциализации технологий.
На сегодняшний день, в рамках Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» в стране действуют10 специальных экономических зон, созданных в целях ускоренного развития современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций, новых технологий в регионы, а также повышения занятости населения.
В то же время, в конце прошлого года на расширенном совещании Правительства Главой государства была отмечена неэффективная деятельность созданных СЭЗ, слабая работа по отбору проектов на местах и малая доля прямых инвестиций. Например, в Атырауской области на базе СЭЗ реализовано всего три проекта из более чем 30, в Алматинской и Павлодарской СЭЗ ни одного. СЭЗ «Хоргос» создали в 2011 году, до сих пор еще нет утвержденного ТЭО. Об открытии СЭЗ «Оңтүстік» было объявлено в 2005 году, но строительство инфраструктуры к ней было завершено только в 2012 году.
Счетного комитет, оценивая эффективность реализации Программы по развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, отметил отсутствие четких механизмов ее реализации, формальное осуществление мониторинга Министерством индустрии и новых технологий, низкую исполнительскую дисциплину и общую недостаточную эффективность реализации.
Отсутствие установленных форм отчетности по выполнению индикаторов Программы, а также официальных статистических данных приводит к разночтениям в оценке хода реализации Программы.
Счетным комитетом установлено, что доля участников, осуществляющих фактическую деятельность на территориях СЭЗ, по отношению к числу зарегистрированных в регионе составляет в большинстве случаев всего лишь около 10 процентов.
Международный опыт показывает, что создание специальных экономических зон придает особый импульс развитию региона.
Примером этому могут послужить зоны, созданные в Китае, Турции и европейских странах. Почти все СЭЗ служат инструментами социально-экономического преобразования территорий, как правило, в прошлом депрессивных. Например, в 1980 году в провинции Шэнчжэнь в Китае началось создание СЭЗ. За первые 10 лет она стала иллюстрацией настоящего китайского чуда: Шэнчжэнь из небольшой рыбацкой деревушки превратился в мегаполис с населением более 10 миллионов человек, на территории которого работали сотни тысяч успешных предприятий.
Созданные в Казахстане специальные экономические зоны, на сегодняшний день не дают подобных результатов.
В этой связи, уважаемый Карим Кажимканович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит предоставить информацию о современном состоянии дел в экономических зонах, перспективах их развития и мерах, предпринимаемых Правительством по повышению результативности их работы.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Е. Никитинская
А. Перуашев
Н. Жазылбеков
А. Абильдаев
Т. Ергалиев
М. Казбекова
С. Кадралиева
А. Туртаев