Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Кайрат Пернешович!
На депутатский запрос фракции ДПК «Ак жол» Министерству по инвестициям и развитию РК от 30 ноября 2017 г., о мониторинге исполнения контрактных обязательств недропользователями в части казахстанского содержания, нами получен ответ и.о.министра, из которого следует, что с учётом антикризисного Плана оперативных мер по обеспечению роста в 2015 и 2016 годах по центральным и исполнительным органам (утвержден Премьер-Министром РК 14 сентября 2015 г.), в отношении недропользователей, которые не в полной мере исполняют обязательства, штрафные санкции не применялись, а были заменены альтернативными мерами, по согласованию с другими госорганами и ассоциацией самих горнодобывающих компаний.
Нас конечно радует такая забота о сырьевых гигантах.
Но вызывает недоумение, почему это делается за счёт ущемления интересов отечественных малых и средних предприятий, которые, в основном, и выступают подрядчиками и поставщиками недропользователей. Почему госорганы позволяют оставлять без работы казахстанские сервисные и подрядные компании, где трудятся тысячи наших граждан, а не заботятся о них так же, как о сырьевиках?
Другой момент: в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ЗРК «О недрах и недропользовании» условия контракта должны содержать размеры неустойки (штрафов, пени) за неисполнение, ненадлежащее исполнение недропользователем принятых им обязательств по контракту, в том числе - по местному содержанию.
Нарушение установленных Законом требований, является основанием для признания контракта недействительным. Но как следует из ответа министерства, вместо этого к нарушителям применялись «альтернативные» меры в виде уведомлений и т.п.
Возникает резонный вопрос – а разве у министерств есть полномочия действовать в обход требований закона, подменять их ссылками на согласования с кем бы то ни было?
Насколько нам известно, для приостановления действия требований закона должен вводиться хотя бы мораторий, однако и о таковом ничего не известно.
Причём, порой Закон был обойдён в интересах недропользователей с иностранным участием, нарушавших законные права казахстанских предприятий из числа их потенциальных подрядчиков и поставщиков.
Так, только за 2017 год Министерством было рассмотрено 71 обращение поставщиков на действия недропользователей при проведении закупок товаров, работ и услуг, и направлено 596 уведомлений о нарушении контрактных обязательств. Среди постоянных нарушителей – крупнейшие корпорации, такие как Казахмыс, КазМинералз, ССГПО, Алюминий Казахстана, Казцинк, Актюбинская медная компания, и т.д.
После запроса фракции «Ак жол» сообщается, что по результатам 2017 года будет проведен анализ исполнения контрактных обязательств, в том числе по местному содержанию, по результатам которого планируется принятие мер, установленных законодательством.
Но даже при этом, предыдущие нарушения (2014-2016 г.г.) анализировать, а тем более - принимать по ним меры никто не собирается.
Безнаказанность порождает вседозволенность.
И видимо не случайно в партию «Ак жол» обращаются казахстанские предприятия, по поводу полного игнорирования их прав недропользователями, закрытости и корпоративной коррупции в системе закупок некоторых сырьевых компаний.
К слову сказать, если в отечественном законодательстве к коррупции относятся только преступления государственных служащих, то по ответам, полученным партией «Ак жол» от ряда европейских посольств, в странах Евросоюза и ОЭСР уголовная ответственность налагается и за коррупционные преступления в частных компаниях.
Считаем, что такой подход применим и для казахстанских недропользователей, поскольку недра принадлежат государству, а значит, злоупотребления в их использовании также связаны с государственными интересами.
На основании вышеизложенного, депутатская фракция «Ак жол» просит:
1. Провести проверку законности применения так называемых «альтернативных» мер вместо предусмотренных законом действий за нарушения крупными недропользователями контрактных обязательств по казахстанскому содержанию;
2. Обязать госорганы осуществлять исполнение функций Компетентного органа в строгом соответствии с законодательством о недрах и недропользовании и положениями контрактов;
3. Провести ревизию всех контрактов на недропользование на их соответствие требованиям законодательства о недрах и недропользовании;
4. Рассмотреть вопрос о распространении антикоррупционных мер и ответственности на действия должностных лиц крупных недропользователей, связанные с извлечением незаконной личной выгоды при проведении закупок товаров, работ и услуг данными компаниями.
С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»