07
Ноября

07.11.2012

О мерах по защите интересов отечественных предпринимателей - участников строительства проекта "Западная Европа - Западный Китай", для исправления несправедливости , возникшей из-за несовершенства прежних разрешительных процедур

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.


Уважаемый Серик Ныгметович!

 

Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы направлена на снижение административной нагрузки на бизнес и исключение коррупционной составляющей.

В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»,  строительство казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай» названо народной стройка века, завершение которого в 2013 году имеет принципиально важное значение.

Однако, в депутатскую фракцию ДПК «Ак жол» поступают сигналы питьевая вода, с которыми сталкиваются строительные компании, участвующие в реализации этого мега-проекта.

Как известно, при строительстве дорог используются такие общераспространённые полезные ископаемые (ОПИ) как гравий, суглинок, песок и т.д., для добычи которых требуется оформление права на недропользование.

В договорах генерального подряда заказчиком не оговариваются условия подготовки и заключения контрактов на разведку и разработку ОПИ. Обязанности по подготовке контрактов, разведке, разработке и добыче ОПИ автоматически ложатся на подрядчика.

Имеются примеры, когда одна компания для строительства основания земляного полотна была вынуждена заниматься разработкой документации по 28-ми карьерам только по одной ветке.

Вплоть до сентября т.г. процесс оформления права на недропользование ОПИ включал 6 стадий. Каждая стадия, в свою очередь, предусматривала обязательные согласования ряда госорганов и прохождение необходимых экспертиз.

Таким образом, оформление права недропользования ОПИ требовало много времени, многие предприниматели не успевали вовремя получить необходимые разрешительные документы на добычу строительного сырья.

Нередко, в связи со сжатостью сроков, обозначенных в контракте, подрядчики были вынуждены осуществлять добычу ОПИ до подписания контрактов, параллельно занимаясь оформлением документов.

В результате, при проведении проверок уполномоченными госорганами выявлялись нарушения законодательства, и на строительные компании подавались миллионные и миллиардные иски о взыскании ущерба, а деятельность компаний приостанавливалась.

В обращениях в партию «Ак жол» приводятся случаи, когда строительная организация, участвующая в реализации столь значимого для страны проекта, была оштрафована на 1,7 млрд.тенге. Понятно, что такие штрафы способны поставить на грань банкротства даже крупные предприятия.

Для исправления прежних норм, 31 августа 2012 года было принято постановление Правительства РК №1111 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1456 «Об утверждении Правил предоставления права недропользования», значительно упростившее процедуры предоставления права недропользования на добычу ОПИ.

Это решение, безусловно, сыграет значительную положительную роль в ускорении отечественной «стройки века».

Однако, остается нерешенным вопрос о судьбе предприятий, в отношении которых уже вынесены судебные акты на основании прежних норм. Деятельность ряда этих компаний, как указано выше, приостановлена, а на их счета наложены разоряющие штрафы.

Как известно, в принятых недавно поправках в республиканский бюджет по линии Министерства транспорта и коммуникаций РК было произведено сокращение финансирования на сумму более 34 млрд.тенге именно в связи с неисполнением программы «Западная Европа-Западный Китай».

Тогда в ходе обсуждения фракция ДПК «Ак жол» указывала на недопустимость неисполнения ранее утверждённых бюджетных программ.

Особые вопросы вызвало у нас сокращение по программам, стимулирующим экономическую активность, инвестиции по которым должны были, возрастая, вернуться в экономику и бюджет через зарплаты, налоги, рабочие места.

Уверены, что одной из основных причин неисполнения заложенных средств по данной программе послужили огромные штрафы и вынужденные остановки предприятий из-за выявленного несовершенства разрешительных норм.      

В этой связи, просим Вас проинформировать, рассматривает ли Правительство меры по защите интересов отечественных предприятий – участников строительства проекта «Западная Европа-Западный Китай», для исправления несправедливости, возникшей из-за несовершенства прежних разрешительных процедур.


Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
в Мажилисе Парламента
Республики Казахстан                                

 
А.Перуашев
Е.Никитинская
А.Абильдаев
Т.Ергалиев
Н.Жазылбеков
М.Казбекова
С.Сарсенов
А.Туртаев