24
Октября

24.10.2012

О мерах принимаемых Правительством по снижению стоимости услуг Центра аккредитации и приведению его функций в соответствие с законодательством РК - депутатский запрос

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.


Уважаемый Серик Ныгметович!

 

Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы направлена на  снижение административной нагрузки на бизнес, исключения коррупционной составляющей в разрешительной системе. 

В депутатскую фракцию ДПК «Ак жол» поступают сигналы от предпринимателей на действия ТОО «Национальный центр аккредитации» Комитета по техническому регулированию и метрологии при Мининдустрии.

Выполняя свои основные функции по аккредитации, Центр превратился в источник извлечения сверхдоходов.

Не прозрачная  ценовая политика, а также качество оказываемых  услуг Центром неоднократно были предметом обсуждения и критики со стороны предпринимателей. Несмотря на это, расценки установленные Центром на свои услуги остаются завышенными.

Согласно поступающим жалобам, стоимость услуг Центра за последнее время возросла в несколько раз. К примеру,  если раньше стоимость работ за аккредитацию органов по подтверждению соответствия составляла 500 000 тенге, то на сегодняшний день она выросла до 2 500 000 тенге. Также возросла стоимость инспекционной проверки в 10 раз, с 150-200 000 тенге до 1 500 000 тенге.  

Считаем, что в данном случае усматриваются нарушение Закона «О конкуренции». В соответствии со ст.12 указанного Закона положение Центра, как субъекта рынка, занимающего стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке, относится к монопольному.

Включение Центра в реестр монополистов позволило бы в порядке статьи 13 названного Закона, устранять ущемление законных прав потребителей. 

Также, считаем необходимым обратить внимание на проблему проведения инспекционных проверок.

Согласно ст.7 Закона РК «Об аккредитации в области оценки соответствия» одним из основных направлений деятельности Центра является проведение инспекционных проверок.

Данная норма противоречит ст.12 Закона «О государственном контроле и надзоре», согласно которой проверка проверяемого субъекта - это одна из форм контроля и надзора, которую проводят государственные органы контроля и надзора.

Однако Центр к таковым органам не относится.

Более того, считаем, что делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности – предприятию в лице Центра аккредитации, и самому осуществляющему предпринимательскую деятельность, - содержит коррупционную составляющую.

Недопустимость такого делегирования  отражена в п. 9. ст.5 Закона «О борьбе с коррупцией». 

Таким образом, Центром осуществляются не свойственные ему функции. Преобразование органа по аккредитации в структуру по предоставлению государственных услуг на коммерческой основе, а также наделение его контрольно-надзорными функциями противоречит законодательству Республики Казахстан.    

В этой связи, просим Вас проинформировать о мерах, принимаемых Правительством по защите законных прав и интересов предпринимателей, а также по приведению функций указанного Центра в соответствие с законодательством.

 
С уважением,
Депутаты парламентской
фракции ДПК «Ак жол»                                                               

 
А.Перуашев,  
Е.Никитинская,
Т.Ергалиев,
М.Казбекова,
А.Абильдаев,
Н.Жазылбеков,
А.Туртаев.