05
Декабря

05.12.2012

О рассмотрении вопросов, связанных с положениями приказа АРЕМ в части предоставления выбора потребителям - юридическим лицам видов многочисленных приборов учета электроэнергии

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.


Уважаемый Серик Ныгметович!

 

Поводом нашего депутатского запроса стали многочисленные обращения юридических лиц – потребителей электроэнергии на необоснованное вмешательство энергоснабжающих организаций при выборе вида многоставочных приборов учета.

           Положением п.п.4) п.1 ст.19 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» (далее-Закон) предусмотрено право потребителей электрической энергии производить оплату за потребленную электроэнергию по дифференцированным тарифным системам учета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В отношении потребителей электрической энергии, являющихся юридическими лицами, приобретающими электрическую энергию у энергоснабжающих организаций, п.3 ст.19 Закона установлена обязанность по оплате за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по зонам суток тарифам. При этом, нормами самого Закона при регулировании вопросов тарификации на электрическую энергию в отношении потребителей юридических лиц не определяется трехзонность либо двухзонность тарификации по времени суток.

Вместе с этим, ст.7 Закона четко определено, что в полномочия государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (далее-АРЕМ) входит лишь утверждение порядка дифференциации энергосберегающими организациями тарифов на электроэнергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления только физическими лицами.

Однако, приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее - Агентство) от 20 февраля 2009 года  № 57-ОД «Об утверждении Правил дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами» (далее-Правила) определено, что при многоставочном учете энергоснабжающие организации используют трехзонную систему учета, за исключением потребителей – физических лиц, расходующих электрическую энергию на бытовые нужды, для которых используется двухзонная система учета.

Данной нормой приказа Агентство вопреки требованиям вышеуказанной ст.7 Закона обязало потребителей электроэнергии- юридических лиц перейти на трехзонные приборы учета электроэнергии.

В связи с этим, все энергоснабжающие организации не только обязали потребителей юридических лиц перейти на трехзонные приборы учета, но и в случае отсутствия таковых с 25 июня 2011 года оплатить за полученную электроэнергию по тарифам применяемым в случае полного отсутствия приборов учета т.е по среднемесячному расходу электроэнергии за предыдущий период с учетом сезонного графика нагрузок.

Вместе с этим хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии со ст.1 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах»      компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему. Однако, Агентство на законодательном уровне не наделено полномочиями принимать нормативно-правовые акты определяющих порядок дифференциации тарифов в отношении потребителей юридических лиц, тем более безальтернативную установку юридическими лицами трехзонных приборов учета.     

Подобная позиция энергоснабжающих предприятий и АРЕМ на сегодняшний день вызывает обоснованное недовольство со стороны потребителей – юридических лиц, которым за якобы несоблюдение правил выставлены многотысячные счета за электроэнергию.  Отсутствие у юридических лиц возможности выбора вида приборов учета, дает основание энергоснабжающим организациям начислять из расчета возможной максимальной мощности. В результате, потребители энергии – производители продукции вынуждены включать свои расходы по электроэнергии в себестоимость товара, что сказывается на конкурентоспособности по отношению к другим производителям стран Таможенного союза. 

В связи с вышеизложенным, просим Вас поручить соответствующим ведомствам рассмотреть вопросы, связанные с положениями указанного приказа АРЭМ в части предоставления выбора потребителям - юридическим лицам видов многоставочных приборов учета электроэнергии.

О результатах рассмотрения запроса, просим сообщить в письменном виде и в сроки установленные статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

 

С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
в Мажилисе Парламента Республики Казахстан

 
Н. Жазылбеков
А. Перуашев
Е. Никитинская
А. Абильдаев
Т. Ергалиев
М. Казбекова
А. Туртаев