24
Октября

24.10.2012

О тарифах и мониторинге исполнения инвестиционных обязательств энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих компаний

   Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.

Уважаемый Серик Ныгметович!

           

            17 мая т.г. членами депутатской фракцией ДПК «Ак жол» в адрес Главы Правительства был направлен депутатский запрос касательно раскрытия тарифов и мониторинга исполнения инвестиционных обязательств энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих компаний.

            В ответе Правительства от 14 июня 2012 г. на наш депутатский запрос, была представлена информация относительно прибыли полученной ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» и роста уровня предельных тарифов, формирование групп энергопроизводящих организаций, а также сведения о формировании тарифа для потребителей Алматинской области.

            Вместе с тем, Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее – Министерство) и Агентству по регулированию естественных монополий совместно с другими заинтересованными государственными органами поручено создать Правительственную комиссию с включением в нее депутатов Парламента, по рассмотрению обоснованности применяемых тарифов на электроэнергию.

            26 июля т.г., на основании приказа Первого вице - министра индустрии и новых технологий была создана Правительственная комиссия.  Однако с момента образования комиссии состоялось только одно заседание.

На сегодняшний день, согласно официальным данным, отдельными энергопроизводящими организациями допускаются многочисленные нарушения требований действующего законодательства.

Так, факт неисполнения инвестиционных обязательств выявлен     при проверке АО «Экибастузская ГРЭС-2». На основании дополнительного соглашения от 20.12.2011г. №200 АО «Экибастузская ГРЭС-2» в 3-4 кварталах 2011 года должно было исполнить взятые                  на себя инвестиционные обязательства на сумму 3,1 млрд. тенге, предусматривающие модернизацию его электростанций. К               сожалению, инвестобязательства на сумму 1,5 млрд. тенге остались не исполненными.

При проверке АО «АТЭЦ» (Атырауская область) установлено, что данная организация в 2010 году нерационально и неэффективно израсходовала средства, предусмотренные в инвестиционном                 соглашении в размере 82,6 млн. тенге.

В АО «СевКазЭнерго» (Северо-Казахстанская область) также выявлены факты ненадлежащего исполнения взятых на себя инвестобязательств. Соглашениями об инвестиционных обязательствах на 2009-2011 годы между Министерством и АО «СевКазЭнерго» предусмотрено строительство секций №3 золоотвала №2 на общую сумму 2,9 млрд. тенге. В ходе проверки фактического выполнения строительных работ по указанному объекту установлено, что при строительстве золоотвала подрядчиком ТОО «Энергоинвест ПВ» был использованы золошлакопроводы сомнительного качества (прогнившие).

Также, АО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» (Восточно-Казахстанская область) в нарушение п.п.2 п.3 ст.12 Закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон) осуществляют реализацию электрической энергии по предельным тарифам без                            заключения инвестиционного соглашения с Министерством.

В связи с отсутствием такого соглашения ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» вместо того, чтобы определенную часть получаемой прибыли направлять на создание новых активов, расширение, обновление, поддержку, реконструкцию и техническое  перевооружение существующих активов, выплачивают дивиденды своим учредителям.

В частности, от полученного чистого дохода за 2011 год ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» выплатила дивиденды своим учредителям  в размере 2,2 млрд. тенге, а ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» на сумму 2,7 млрд. тенге. Учредителями этих организаций являются иностранные компании «AES Corporation» и «Tau Power B.V

АО «АрселорМиттал Темиртау» при установленном в соответствии с Постановлением Правительства от 25.03.2009 года №392 предельном тарифе 5,4 тенге, реализовывало электрическую энергию по 11,75 тенге/кВтч. Кроме того, в нарушение Закона «О конкуренции», применялись разные тарифы к равнозначным соглашениям.

Также стало известно, что изначально порядок формирования тарифа и тарифных смет был установлен ненадлежащим образом.

В соответствии с пп.12 ст.5 Закона, Министерство формирует группы энергопроизводящих организаций. При этом порядок формирования этих групп действующим законодательством не регламентирован.

Следовательно, группа энергопроизводящих организаций, утвержденная приказом Первого вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28.12.2010 года №455, сформирована по критериям неустановленным в нормативных правовых актах.

В свою очередь, отсутствие законодательной регламентации механизма формирования групп энергопроизводящих организаций        создает предпосылки для коррупционных правонарушений,       поскольку согласно п.2 ст.12-1 Закона, предельный тариф за электроэнергию утверждается в зависимости от группы энергопроизводящей организации.

Согласно Правилам определения расчетного тарифа, утверждения предельного и индивидуального тарифов, принятые Постановлением Правительства от 10.03.2009 года, предельный тариф был определен Министерством лишь на основе сравнительного анализа цен и тарифа за предшествующий год по соответствующим группам энергопроизводящих организаций.

            При этом до утверждения предельных тарифов за электроэнергию цены устанавливались энергопроизводящими организациями самостоятельно, поскольку формирование тарифа на реализацию (производство) электроэнергии законодательными актами не регулировалось.

Между тем, обоснованность самостоятельно установленных энергопроизводящими организациями тарифов Министерством не проверялась.

В этой связи, просим Вас при рассмотрении депутатского запроса предоставить ответы на следующие вопросы:

·         каким образом ряд энергопроизводящих компаний осуществляет реализацию электрической энергии по предельным тарифам без заключения инвестиционных соглашений с Министерством;

·         какая доля инвестобязательств в денежном эквиваленте составляет на 1000 кВт выработанной электроэнергии в предельных тарифах энергопроизводящих компаний, установленных Постановлением Правительства №392 от 25.03.2009 г;

·         какую ответственность понесли энергопроизводящие компании, не выполнившие взятые на себя инвестиционные обязательства и как была возмещена незаконно полученная прибыль.

О результатах рассмотрения запроса, просим сообщить в письменном виде и в сроки установленные статьей 27 Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

 

С уважением,
Депутаты фракции ДПК «Ак жол»
в Мажилисе Парламента Республики Казахстан

 
Н. Жазылбеков
А. Перуашев
Е. Никитинская
А. Абильдаев
Т. Ергалиев
М. Казбекова
С. Сарсенов
А. Туртаев