27
Февраля

27.02.2024

Предложения Демпартии «Ак жол» Правительству по либерализации экономики

Премьер-Министру 

Республики Казахстан 

Бектенову О. А.

В ходе заседания Правительства 7 февраля т.г., Президент К.Токаев поручил принять системные меры для комплексной либерализации экономики и подготовить соответствующий Указ по конкретным направлениям.

Фракция «Ак жол» поддерживает указанную инициативу и категорически разделяет убеждение Президента о необходимости либерализации экономики. Созвучные предложения наша фракция неоднократно направляла Правительству в предыдущие годы (депзапросы от 26 мая 2021 года https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/partiya-ak-zhol-predlozhila-ekonomicheskie-reformy-po-primerw-akta-ekonomicheskoj-svobody-saakashvili и  19 января 2023 года https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov и др.), но оставалась неуслышанной

Не сомневаемся, что теперь Правительство подготовит развёрнутый документ с конкретными мерами по развитию конкуренции в топливно-энергетической отрасли, на рынке связи; по пересмотру подходов к приватизации и реформе квазигосударственного сектора, как и поручил глава государства.

На сегодня это первоочередная задача в возвращении рыночных начал экономики.

В то же время, 7 февраля говоря о снижении государственного участия и устранении избыточного регулирования, Президент К.Токаев подчеркнул, что «это касается всех секторов экономики», а также потребовал сочетать «оперативное решение вопросов и долгосрочное видение перспектив экономики».

А касаясь «комплексной либерализации», Глава государства также указал, что магистральные направления новой экономической политики были обозначены в Послании 1 сентября, где, как известно, также ставились задачи налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной политики и т.д..

В этой связи, в дополнение к разрабатываемому проекту Правительства, фракция «Ак жол»:

В рамках либерализации налоговой политики, помимо введения дифференцированных ставок налогов и понижения розничного налога, предлагаем расшить применение патентного режима, который не связан с отчётами и проверками МСБ.

Отказаться от тотального контроля мобильных платежей, ввести критерии на уровне микро-бизнеса (т.е. для переводов более 1 млн тг в месяц).

В денежно-кредитной сфере полагаем целесообразным более решительное снижение базовой ставки Нацбанка и проведение демонополизации банковского рынка. Сегодня шесть крупнейших банков контролируют 67% (две трети) активов всех БВУ. Это ненормально. Для обеспечения конкуренции и стимулирования гибких условий кредитования - рассмотреть вопрос о дроблении крупнейших банков.

Отдельная тема – пересмотр обязательных платежей, которые не только создают дополнительный прессинг на бизнес, но и служат источником инфляции и инструментом администрирования - таких, как маркировка товаров, платежи в фонд медстрахования, ЕНПФ, методика утильсбора и т.д. – всего около 90 видов обязательных платежей, используемых неэффективно и скрытно от общества. Всё это служит серьёзным препятствием свободной экономике.

В части выбора способов приватизации (которые Президент также раскритиковал), нужно учитывать, что крупные финансовые возможности имеются только у определённого круга лиц. Происхождение их капиталов порой вызывает вопросы, а метод прямой продажи ведет к дальнейшему социальному разрыву на богатых и бедных, что являлось главным пороком прежней системы.

Между тем, на том же заседании Президент поручил Правительству «обеспечить опережающий рост реальных доходов граждан». Это критически важно, так как нам нужно не расслоение общества, а наращивание среднего класса и вовлечение его в процессы перераспределения национального дохода.

В этой связи Демпартия «Ақ жол» уже ряд лет выдвигает предложения о концепции «народного капитализма» по примеру успешных программ приватизации в Чили и Великобритании, где в стоимости госпредприятий учитывался трудовой вклад общества и партнеров от МСБ (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/narodnyj-kapitalizm-partija-ak-zhol).

Также в рамках приватизации необходимо рассматривать возвращение в экономический оборот активов, изъятых банками у несостоявшегося бизнеса в качестве залогового имущества.

Полагаем, что задача возвращения в оборот здесь важнее гипотетической выручки, так как простой изъятого оборудования и производственных или сервисных комплексов сам по себе наносит ущерб экономике в виде упущенной выгоды.

Фракция «Ак жол» предлагает разработать механизм передачи таких активов бизнесу по модели доверительного управления, с последующим выкупом и без ограничений на понижение цены.

Либерализация также подразумевает прозрачность в доступе к ресурсам (земля, коммуникации, преференции), сокращение коррупции и устранение поводов для преследования бизнеса.

Считаем необходимым особо отметить, что либерализация экономики невозможна без равной защиты интересов как государственной, так и частной собственности. К сожалению, до сих пор соответствующая норма Конституции носит во многом декларативный характер, а права предпринимателей нередко игнорируются в угоду ведомственным интересам.

Либерализация также была бы неполной без сокращения контрольных и регуляторных функций чиновников. В этой связи, фракция «Ак жол» полагает, что сокращаться должны не только функции, но и сами чиновники, сидящие на контроле за бизнесом или на распределении льгот, потому что иначе они выдумают себе новые полномочия, хлеще прежних.

Фракция «Ак жол» готова к совместной работе с Правительством над этими и другими мерами по либерализации экономики.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А.Перуашев

Д.Еспаева

Е.Барлыбаев

К.Иса

А.Садыков

Е.Бейсенбаев