31
Июль

В поисках «золотой»середины - Авиация.kz

Авиация.kz (Алматы), № 3 (39), 30.06.2014
 
В небе над аэродромом Байсерке кружил маленький самолет «Арай», демонстрируя многочисленным зрителям свои уникальные возможности. Едва крылатая машина приземлилась и смолк двигатель - прямо на кромке летного поля, под навесом, где обычно проводятся инструктажи и разборы полетов, начался серьезный разговор о проблемах малой авиации...
Признаки «нелетной погоды».
В предыдущем номере нашего журнала мы уже сообщали, что на аэродроме Байсерке по инициативе Казахстанской ассоциации малой авиации (КАМА) состоялась встреча руководителей компаний малой авиации с авиационными властями страны, в лице заместителя председателя КГА РК Серика Мухтыбаева.
Известный в стране политик Азат Перуашев на этой встрече выступал не только как президент КАМА, но и как представитель Национальной палаты предпринимателей РК и руководитель депутатской фракции партии «Акжол» Мажилиса Парламента РК.
В работе совещания принимал участие Чрезвычайный и полномочный Посол Канады в Казахстане Стефен Миллар. В числе спикеров совещания были: заместитель президента КАМАУмир-бек Кенесбаев, руководитель компании «Авиамастер» Даурен Валиев. Кстати, компания, руководимая Д. Валиевым, в позапрошлом году, здесь же - на аэродроме Байсерке - проводила презентацию своих первых трех самолетов «Арай». Эти машины сегодня успешно трудятся в Костанайской области.
Модератором мероприятия был член экспертной группы партии «Hyp Отан» по инновационной экономике Ауельбек Токжанов. За разговором авиаторов наблюдали журналисты.
Участники совещания обсуждали ряд серьезных вопросов, направленных на сокращение и удешевление процедур по лицензированию, сертификации, инспекциям и иным этапам, которые из-за бюрократических проволочек сильно тормозят развитие малой авиации в Казахстане. По результатам обсуждений планируется подписать Меморандум о взаимодействии КГА и КАМА в разработке нового «Закона о малой авиации».
Выступая перед собравшимися, А. Перуашев, У. Кенесбаев, Д. Валиев, проинформировали о положении дел в малой авиации. Из всего сказанного следовало, что эта, крайне необходимая экономике отрасль, сейчас находится на грани кризиса. Чрезмерная и необоснованная зарегулированность, непомерные государственные сборы и платежи, неоправданно ограниченная сфера применения, делает малую авиацию непривлекательной для инвестирования и развития.
Нормы, действующие в большой авиации, автоматически перенесены на малую. Поэтому предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в малой авиации перегружены большим количеством обязательных инспекций и проверок, получением необоснованного количества разрешений, лицензий, сертификатов, составлением руководств и предоставлением отчетности. Все это ведет к потерям рабочего времени, вынуждает раздувать штаты и увеличивать затраты.
Новые виды государственных сборов с малых предприятий авиационного кластера (производство, эксплуатация, техническое обслуживание ВС, обучение летно-технического персонала и прочее) высоки настолько, что превратились в труднопреодолимое препятствие для авиаторов. Скажем, стоимость сертификации летной годности одного ВС с 2014 года составляет 1000 МРП.
Сейчас в Казахстане остановлена эксплуатация 109 самолетов Ан-2 в 21 авиакомпании малой авиации. Это чревато разорением самих компаний и убытками для фермеров: без авиахим-защиты останутся 4 млн га (20% посевных площадей страны) с потерей 25-40% урожайности.
Как отмечают представители КАМА, КГА РК обязало устанавливать на малые самолеты и вертолеты аварийные маяки ELT (в ИКАО они признаны неэффективными) за 3 млн тенге каждый, и обязательное платное абонентское обслуживание от МЧС.
Из-за недоверия к отечественной системе переподготовки, летный состав предприятий малой авиации вынужден проходить дорогостоящую и порой малоэффективную переподготовку в иностранных учебных центрах.
Как набрать высоту?
Констатируя отнюдь нерадужные факты нынешнего состояния малой авиации, представители КАМА предложили пути решения накопившихся проблем.
Главное, создать коммерческую привлекательность деятельности в сфере малой авиации. А этого можно достичь за счет применения мер экономического стимулирования, таких как: налоговые преференции, государственные субсидии, гарантии и лизинговые услуги на инвестиции для расширения парка ВС.
В КАМА считают, что пора переходить к системе долгосрочных государственных заказов на авиационные работы и услуги, убрать нагрузки на малые авиапредприятия от всевозможных сборов и услуг госорганизаций, ликвидировать обременительные структуры обязательного штатного расписания.
Уже давно пора расширить сферы применения авиационных технологий и вовлечение предприятий малой авиации в производственные процессы национальных компаний, предприятий с участием государства, министерств, ведомств и силовых структур РК.
Необходимо также снять ограничения на производство авиационных работ и услуг по типам и видам ВС.
Труженики малой авиации не первый год просят расширить неконтролируемое воздушное пространство, упростить порядок его использования, сделать дешевле сборы за это.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малой авиации должна быть простой и удобной. А достичь этого можно, как считают представители КАМА, путем создания нового, отдельного блока нормативно-правовых актов в авиационном законодательстве РК для малой авиации. Этот блок должен отличаться от ныне существующих правил радикальным упрощением, сокращением и удешевлением процедур по лицензированию, сертификации, инспекциям и прочим мероприятиям.
Новый блок нормативно-правовых актов для малой авиации должен сместить ответственность и риски с регулятора на страхование ответственности предприятий МСБ в страховых компаниях (по подобию автомобильных). При этом контрольные функции было бы целесообразно передать в структуры малой авиации.
На совещании в Байсерке от авиаторов и представителей КАМА порой звучали довольно неожиданные, а подчас и спорные предложения, вокруг которых разгорались бурные дебаты. Но, как говорится - в спорах рождается истина...
НАШИ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ!
Поблагодарив всех, кто выступал, заместитель председателя КГА Серик Мухтыбаев предложил, с учетом всех пожеланий и замечаний, доработать Меморандум.
- В документе необходимо отразить более широкий спектр госорганов, которые могут и должны участвовать в процессе развития малой авиации Казахстана. Данный документ должен быть рассмотрен широким кругом специалистов, занятых в малой авиации. В КГА готовы подписать этот Меморандум, создать рабочие группы и двигаться дальше.
О подготовке летного состава: сейчас со стороны Министерства образования и науки РК выделено более 3 млрд тенге Академии ГА. Заключен договор для подготовки пилотов малой авиации в том объеме, который требуется.
Касательно взаимодействия с госорганами. Я полтора года работаю в КГА, к сожалению, кроме господина Кенесбаева, который принимал активное участие в подготовке ряда документов, никого не вижу. Если у вас есть вопросы - приходите, наши двери открыты! Будем обсуждать, решать, изменять. Все что нужно делать. Возможно, надо создать управление, которое будет заниматься только вопросами малой авиации. Я думаю, что наши законодатели поддержат нас, чтобы развивать малую авиацию.
Сейчас по министерской программе совместно с местными акиматами мы прорабатываем вопрос о возобновлении работы 16-ти аэропортов местного значения. Акиматы тоже просят, понимая, что дорожная инфраструктура в регионах развита недостаточно. Даже на крутом джипе невозможно быстро преодолеть, скажем, 300-500 км, если надо оперативно решать сложные вопросы, например, касающиеся санитарных рейсов.
Если будет развиваться производство ВС малой авиации и под это будут выделяться средства от инвестиционных компаний - это было бы здорово!
Что касается упрощения вопросов аэронавигационного и метеорологического обеспечения, то, несмотря на все наши усилия, КГА сталкивается с серьезными препятствиями со стороны антимонопольного ведомства страны. Но все со временем решаемо. Надо только выходить с предложениями, анализом ситуации, обсуждать. Ведь под лежащий камень, как известно, вода не течет.
КСТАТИ
6 Министерстве транспорта и коммуникаций РК прошло совместное заседание руководства Комитета гражданской авиации и Казахстанской ассоциации малой авиации по проблемам предпринимателей малого и среднего бизнеса в малой авиации. При поддержке Национальной Палаты Предпринимателей РК, депутатов партии «Hyp Отан» и «АкЖол» было принято решение провести ревизию существующего авиационного законодательства с целью выявления и ликвидации тех регуляций, которые мешают ведению бизнеса в малой авиации. По окончанию данной работы будет подписан Меморандум о взаимодействии КГА и КАМА в разработке нового «Закона о малой авиации».
МНЕНИЯ
Директор Ассоциации пилотов-любителей Казахстана Олег Балмачев:
- Многие вопросы, затронутые в Меморандуме, считаю несколько преждевременными. Проще в КГА назначить ответственных людей за малую авиацию и с ними напрямую работала бы КАМА. Потому что в КГА, на мой взгляд, еще недостаточно осведомлены о проблемах малой авиации. Надо в Комитете ГА создать соответствующий отдел. Но передачу функций сертификации в общественное объединение считаю преждевременным. Если общественное объединение за это отвечает, то оно должно пройти лицензирование, сертификацию, обучение и т.д. Вот тогда можно передать, а просто так - взять и передать это будет неправильно. Первая задача ГА - это обеспечение безопасности полетов.
Вице-президент АО «Азия Континенталь Авиалайнс Рушитдин Кичиков:
- Я хочу, чтобы в Меморандум внесли пункт о том, что эксплуатанты сами должны обеспечивать безопасность полетов и отвечать за нее. А Комитет ГА должен контролировать, чтобы у эксплуатанта, были все документы. Допустим, делаю я регламентные работы - отправляю технический акт в КГА. А там специалист, который работал на Ан-2, проверяет эти документы
и говорит - достаточно...
Теперь касаемо пилотов - нет у нас летчиков, которые бы могли выполнять авиахимработы. Мы привлекаем пилотов из Узбекистана, Кыргызстана, России. Это правильно, когда любая страна привлекает готовых специалистов. Но КГА по совету ИКАО не разрешил это. Был такой документ, я могу показать. Но если мы делаем новые самолеты - надо обучать и молодых пилотов.
Заместитель генерального директора ТОО «Авиацион-но-учебный центр» Ризабек АЖЕКЕНОВ (Астана):
- Я за то, чтобы передать в КАМА поэтапно только сверхмалую авиацию. Воздушные суда свыше 750 кг пока оставить в Комитете ГА, посмотреть, как Ассоциация малой авиации будет справляться. Второе, при подготовке проекта законов, постановлений и т.д. хотелось, чтобы в них участвовали специалисты-авиаторы, потому что за 20 лет многие моменты еще не конкретизированы, много пробелов, касающихся малой авиации.
МНЕНИЯ
Директор Авиационного учебного центра КАМА Халил Хуснутдинов:
- В последние полтора года в малую авиацию идет поток молодежи. Однако люди смотрят - сколько стоит обучение. Со стоимостью топлива еще все понятно. Но вот, что касается подготовки именно учебных полетов, просьба - освободить от госпошлин. Именно, когда речь идет об учебных полетах. Чтобы РГП «Казаэронавигация» не касалась этого дела, а то ведь это 30% сбора...
Генеральный директор ТОО «Авиационная компания - летный центр «Тянь-Шань» Владимир Анцупов:
- Когда поднимаются вопросы безопасности полетов, можно подумать, будто бы пилоты и техники так и хотят неприятностей. И обязательно нужна нянька в виде строгого инспектора. Да не уследите вы никогда!.. А если сравнить по количеству жертв, то в большой авиации их гораздо больше, чем в малой. Много жертв на автотранспорте, но никому в голову не придет запретить его. Увы, это плата за прогресс. Электроника на новых авто гораздо сложнее, нежели на маленьких самолетах, тем не менее, мы позволяем автотранспорту проходить ремонт на обычных СТО.
Прогресс в авиации должен двигаться не только практикой, но и сердцем. Что касается вопросов безопасности - больше чем кто-либо, постоянно беспокоюсь и переживаю за подчиненных. И не надо думать, что в случае послаблений для малой авиации, начнет сразу же происходить что-то негативное. Это не так! Прежде всего - интересы государства и наша любовь к авиации. Тогда у нас все получится!