из выступления на конференции по вопросам налогового администрирования в Комитете по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК
Уважаемые коллеги. Дискуссии прошлых лет в парламенте, когда этот вопрос поднимался по инициативе НЭП «Атамекен», показали, что среди депутатов нередко отсутствует понимание природы этой проблемы. Предметное изучение порой подме- нялось общими рассуждениями на тему «мошенник должен платить».
Но в том и дело, что благодаря существованию нормы о лжепредприниматель- стве, платить заставляют не мошенников, а добросовестных предпринимате- лей, тогда как сами мошенники продолжают наносить ущерб и государству, и реаль- ным предприятиям.
В партию «Ак жол» поступают обращения предпринимателей о том, что опи- раясь на Нормативное постановление Верховного суда, суды зачастую даже не при- нимают к рассмотрению материалы о признании добросовестности сделок. Это при- водит к попранию конституционных имущественных прав, согласно которым никто не может быть лишён своего имущества или его части иначе, как по решению суда.
На практике, суд признаёт виновным одно лицо, а взимание недоимки по на- логам, штрафов и пени за него возлагают на добросовестные предприятия, которых ни один суд виновными не признавал.
Партия «Ак жол» продолжает добиваться исключения из Уголовного кодекса статьи 192 «Лжепредпринимательство» и аналогичных норм из Налогового кодекса. Весь состав преступлений, предусмотренный данной статьей, охватывается диспо- зициями других статьей Уголовного кодекса (192-1, 221, 222).
В то же время для предотвращения преступлений в данной сфере, по опыту Российской Федерации (отказавшейся от аналогичной статьи несколько лет назад), предлагается внести ответственность за незаконное образование субъекта предпри- нимательства.
Проводимая
бизнес-сообществом и партией работа с руководством Агентства по экономическим
преступлениям и борьбе с коррупцией, Министерства финансов, Министерства
юстиции – постепенно приводит к определённому пониманию в этом вопросе, что
нашло подтверждение на недавнем заседании межведомственной ко- миссии.
23 мая 2012 г.
Мажилиса Парламента РК
Назарбаевой Д.Н.
По вопросу процедуры закупок и расходования бюджетных средств
По предложенной редакции проекта Закона «О внесении изменений и дополне- ний в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здраво- охранения», позиция фракции ДПК «Ак жол» исходит из следующего:
Необходимо отметить, что согласно существующей редакции ст. 4 Закона «О государственных закупках», государственные закупки, отраженные в рассматривае- мой статье, сегодня уже осуществляются без применения норм, регламентирую- щих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках.
Введение дополнительно предлагаемых норм фактически выводит проце- дуры закупок и расходования бюджетных средств в сфере здравоохранения за рамки действующего законодательства.
Фракция ДПК «Ак жол» считает, что предлагаемые дополнения действующей нормы содержат коррупционную составляющую, поскольку они полностью освободят организатора закупок (и без того свободного в выборе поставщиков) от какого-либо внешнего контроля в принципе.
Основной аргумент разработчиков в пользу принятия
Закона – это то, что дан- ный вопрос не
вошел в Соглашение Таможенного
Союза между Российской Феде- рацией,
Казахстаном и Республикой Беларусь «О государственных
(муниципаль- ных) закупках» от 9 декабря 2010 года, в результате чего сохранение нормы Закона
«О государственных закупках» в действующей редакции приведет к неконкурентно- способности отечественных организаций, поставляющих услуги по оказанию гаран- тированного объема бесплатной медицинской помощи и фармацевтические услуги.
Данный аргумент является весьма спорным, так как, согласно информации Министерства финансов, проект указанного Соглашения ещё на стадии обсуждения направлялся в Министерство здравоохранения на согласование и был согласован Минздравом без замечаний.
Ссылки разработчика на «срочную» необходимость, ввиду риска «остановки» предоставления услуг населению – также считаем неубедительными. Действующими нормами предусмотрено, что Министерство здравоохранения производит не закупку, а компенсацию затрат производимых исполнителями по фактически уже ока- занным услугам.
Таким образом, указанный законопроект вносится разработчиком, чтобы при- крыть собственные недостатки в работе, путем внесения изменений в действующие законодательные акты, «подлаживая» их под создавшуюся по его вине ситуацию. Вместе с тем, решение вопросов текущей деятельности исполнительных органов не должно решаться путем внесения изменений в действующие законы, так как законы принимаются для урегулирования наиболее важных отношений в сфере обществен- ной жизни.
Для оперативного решения вопросов по текущей деятельности исполнитель- ной власти существуют подзаконные нормативные правовые акты (постановления Правительства РК).
Кроме того, в последнем докладе Председателя Счетного Комитета РК были особо отмечены факты совершения закупок Министерством здравоохранения через оффшорную зону, приобретения медикаментов и оборудования по ценам, в 4 (!) раза превышающим рыночную стоимость и т.д. Всё это свидетельствует о явной бесконтрольности финансовых процедур в данном министерстве.
В связи с изложенным, считаем необходимым:
В целом фракция партии «Ак жол» отмечает как негативную, тенденцию стрем- ление некоторых госорганов к выводу своей деятельности из-под сферы контроля законодательства о государственных закупках. Подобные преценденты ограничива- ют частную конкуренцию и создают условия для коррупционных проявлений. В этой связи, считаем необходимым подчеркнуть требование о проведении закупочных опе- раций госорганов, министерств и ведомств исключительно в рамках указанного за- конодательства.
С уважением,
Депутат, руководитель фракции А.Перуашев