09
Май

Через уголовную норму о лжепредпринимательстве налоговые органы заставляют добросовестные предприятия оплачивать махинации мошенников

из выступления на конференции по вопросам налогового администрирования в Комитете по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК

Уважаемые коллеги. Дискуссии прошлых лет в парламенте, когда этот вопрос поднимался по инициативе НЭП «Атамекен», показали, что среди депутатов нередко отсутствует понимание природы этой проблемы. Предметное изучение порой подме- нялось общими рассуждениями на тему «мошенник должен платить».

Но в том и дело, что благодаря существованию нормы о лжепредприниматель- стве, платить заставляют не мошенников, а добросовестных предпринимате- лей, тогда как сами мошенники продолжают наносить ущерб и государству, и реаль- ным предприятиям.

В партию «Ак жол» поступают обращения предпринимателей о том, что опи- раясь на Нормативное постановление Верховного суда, суды зачастую даже не при- нимают к рассмотрению материалы о признании добросовестности сделок. Это при- водит к попранию конституционных имущественных прав, согласно которым никто не может быть лишён своего имущества или его части иначе, как по решению суда.

На практике, суд признаёт виновным одно лицо, а взимание недоимки по на- логам, штрафов и пени за него возлагают на добросовестные предприятия, которых ни один суд виновными не признавал.

Партия «Ак жол» продолжает добиваться исключения из Уголовного кодекса статьи 192 «Лжепредпринимательство» и аналогичных норм из Налогового кодекса. Весь состав преступлений, предусмотренный данной статьей, охватывается диспо- зициями других статьей Уголовного кодекса (192-1, 221, 222).

В то же время для предотвращения преступлений в данной сфере, по опыту Российской Федерации (отказавшейся от аналогичной статьи несколько лет назад), предлагается внести ответственность за незаконное образование субъекта предпри- нимательства.

Проводимая бизнес-сообществом и партией работа с руководством Агентства по экономическим преступлениям и борьбе с коррупцией, Министерства финансов, Министерства юстиции – постепенно приводит к определённому пониманию в этом вопросе, что нашло подтверждение на недавнем заседании межведомственной ко- миссии.

23 мая 2012 г.

Председателю Комитета по социально-культурному развитию

Мажилиса Парламента РК

Назарбаевой Д.Н.

По вопросу процедуры закупок и расходования бюджетных средств

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

По предложенной редакции проекта Закона «О внесении изменений и дополне- ний в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здраво- охранения», позиция фракции ДПК «Ак жол» исходит из следующего:

  1. В действующую редакцию п. 22 ст. 7 кодекса РК от 18.09.2009 г. «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее Кодекс) функцию закупа услуг по оказа- нию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по администриру- емым бюджетным программам Уполномоченного органа предлагается заменить на выбор поставщика услуг … и возмещению его затрат;
  2. Аналогично вышеуказанному, в компетенцию местных органов государ- ственного управления здравоохранения областей, городов республиканского значе- ния и столицы, отраженную в п. 6 ст. 10 Кодекса, функцию закупа медицинских и фармацевтических услуг предлагается заменить на функцию выбора поставщиков медицинских и фармацевтических услуг;
  3. В статье 4 Закона РК от 21.07.2007 г. «О государственных закупках» (далее Закон) подпункт 21 пункта 1 - приобретение медицинских услуг, входящих в пере- чень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, предлагается исключить;
  4. В действующей редакции подпункта 21-2 указанной статьи Закона слова ле- карственных средств, изделий медицинского назначения предлагается исключить, оставив приобретение только медицинской техники для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечения и профилактики эпидемиологиче- ских заболеваний.

Необходимо отметить, что согласно существующей редакции ст. 4 Закона «О государственных закупках», государственные закупки, отраженные в рассматривае- мой статье, сегодня уже осуществляются без применения норм, регламентирую- щих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках.

Введение дополнительно предлагаемых норм фактически выводит проце- дуры закупок и расходования бюджетных средств в сфере здравоохранения за рамки действующего законодательства.

Фракция ДПК «Ак жол» считает, что предлагаемые дополнения действующей нормы содержат коррупционную составляющую, поскольку они полностью освободят организатора закупок (и без того свободного в выборе поставщиков) от какого-либо внешнего контроля в принципе.

Основной аргумент разработчиков в пользу принятия Закона – это то, что дан- ный вопрос не вошел в Соглашение Таможенного Союза между Российской Феде- рацией, Казахстаном и Республикой Беларусь «О государственных (муниципаль- ных) закупках» от 9 декабря 2010 года, в результате чего сохранение нормы Закона

«О государственных закупках» в действующей редакции приведет к неконкурентно- способности отечественных организаций, поставляющих услуги по оказанию гаран- тированного объема бесплатной медицинской помощи и фармацевтические услуги.

Данный аргумент является весьма спорным, так как, согласно информации Министерства финансов, проект указанного Соглашения ещё на стадии обсуждения направлялся в Министерство здравоохранения на согласование и был согласован Минздравом без замечаний.

Ссылки разработчика на «срочную» необходимость, ввиду риска «остановки» предоставления услуг населению – также считаем неубедительными. Действующими нормами предусмотрено, что Министерство здравоохранения производит не закупку, а компенсацию затрат производимых исполнителями по фактически уже ока- занным услугам.

Таким образом, указанный законопроект вносится разработчиком, чтобы при- крыть собственные недостатки в работе, путем внесения изменений в действующие законодательные акты, «подлаживая» их под создавшуюся по его вине ситуацию. Вместе с тем, решение вопросов текущей деятельности исполнительных органов не должно решаться путем внесения изменений в действующие законы, так как законы принимаются для урегулирования наиболее важных отношений в сфере обществен- ной жизни.

Для оперативного решения вопросов по текущей деятельности исполнитель- ной власти существуют подзаконные нормативные правовые акты (постановления Правительства РК).

Кроме того, в последнем докладе Председателя Счетного Комитета РК были особо отмечены факты совершения закупок Министерством здравоохранения через оффшорную зону, приобретения медикаментов и оборудования по ценам, в 4 (!) раза превышающим рыночную стоимость и т.д. Всё это свидетельствует о явной бесконтрольности финансовых процедур в данном министерстве.

В связи с изложенным, считаем необходимым:

  1. Поставить вопрос перед Правительством РК о халатном отношении сотруд- ников Министерства здравоохранения к своим должностным обязанностям;
  2. Предложить решить вышеназванный вопрос путем делегирования Мини- стерству здравоохранения временных полномочий в рамках подзаконных норматив- ных правовых актов (постановления Правительства РК) или исходя из действующего правового поля.

В целом фракция партии «Ак жол» отмечает как негативную, тенденцию стрем- ление некоторых госорганов к выводу своей деятельности из-под сферы контроля законодательства о государственных закупках. Подобные преценденты ограничива- ют частную конкуренцию и создают условия для коррупционных проявлений. В этой связи, считаем необходимым подчеркнуть требование о проведении закупочных опе- раций госорганов, министерств и ведомств исключительно в рамках указанного за- конодательства.

С уважением,

Депутат, руководитель фракции                                                   А.Перуашев