28
Март

«Читаю о себе, любимом, очередной пасквиль*»

Вчера в одном из телеграмм-каналов прочитал очередную «заказуху» в свой адрес. Авторов опуса возмутил недавний депутатский запрос фракции «Ак жол» в защиту частных предпринимателей (https://t.me/bpsnews/936). 

В принципе, такие нападки не новость, но поскольку публикация, обвиняющая нас в «манипуляции общественным мнением», сама переполнена, мягко говоря, «неточностями», придётся их прокомментировать по пунктам.

 

Оспариваемый оппонентами депутатский запрос раскритиковал инициативу Министерства транспорта по отнесению железнодорожных подъездных путей, принадлежащих частной компании, к статусу магистральных; с ясной перспективой для них в этой связи быть переданными в КТЖ (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-biznes-ot-rejderstva-ktzh). 

 

1)      Первая неточность уже в том, что авторы публикации почему-то приписывают данный запрос мне, т.е. Азату Перуашеву. Но в действительности с ним выступил наш коллега по фракции Аскар Садыков. Как руководитель фракции, я, безусловно, в курсе данной темы, являюсь одним из шести соавторов запроса. Но согласитесь, приписывать одному депутату выступление другого - не только невежливо, но и явно преследует какую-то цель. Возможно – привлечь внимание упоминанием известного имени, в адрес которого проще «создать волну», чем с менее раскрученным героем. 

В любом случае, уже первый приведённый аргумент на поверку оказывается не фактом, а фейком.

 

2)    Вторая манипуляция – наши оппоненты, видимо, чтобы подтвердить свои обвинения в адрес компании АО «Каскор-Транссервис», как «наворованной и наприХватизированной», излагают её историю, начиная с 1963 года. Но при этом не приводится ни одного конкретного примера, который бы подтверждал, что компания была у кого-то «сворована» или каким-то незаконным образом «приХватизирована».

Нет ничего удивительного или незаконного в том, что предприятие за 60 лет пережило не одну трансформацию, приватизировалось, акционировалось и меняло акционеров. Скорее это говорит о её востребованности и неплохом руководстве, которому удалось сохранить хозяйствующий субъект и провести его через множество кризисов и полувековую историю.

Удивительно, что обвиняя компанию в воровстве и незаконном захвате государственной собственности (по крайней мере, именно так я понимаю слово «приХватизация»), разоблачители не сообщают ни об одном факте воровства или незаконной приватизации. 

Приватизация обязательно была (раз предприятие работает с советских времён), незаконных захватов – в указанном опусе не увидел ни одного. Как говорится, «Казань брал, Астрахань брал, Шпака… не брал».

 

3)      Третья некорректность – исходя из собственного понимания «наворованности» и «прихватизированности» компании, наши неизвестные оппоненты считают, что депутаты не должны защищать данное АО, которое им не нравится.

Но дело в том, что депутат – не судья и не прокурор. У нас нет права проводить какие-либо расследования обвинений в совершении преступлений (воровство и хищение госимущества – это преступления), да ещё если такие сигналы и факты к нам не поступали.

Мы работаем с дееспоспобными гражданами и официальными юридическими лицами. Все обвинения, подозрения и прочие претензии к своим визави можете направлять в правоохранительные органы, либо самостоятельно доказать в суде.

Если их воровство и незаконность будут официально доказаны – мы безусловно откажемся от сотрудничества с такими лицами.

 

А до тех пор, пока их правосубъектность или имущественные права не опровергнуты официальным решением суда – как партия бизнеса, мы можем, должны и будем считаться с официально действующими субъектами предпринимательства и реагировать на их обращения. 

 

4)     Четвёртая недостоверность: наши «борцы с воровством и приХватизацией» называют попытку захвата ж/д путей частной компании «возвратом в собственность КТЖ». 

Но дело в том, что эти пути никогда не принадлежали КТЖ, более того – они не принадлежали и государству. «Все пути и сооружения построены АО «Какскор-Транссервис» самостоятельно, с привлечением частных инвестиций», во всяком случае, так утверждает обратившийся в Демпартию «Ак жол» руководитель компании А.Борашев.

Да, в определённый период (2004-2016 годы) дочерняя компания КТЖ владела около 25% акций АО «Какскор-Транссервис», и видимо поэтому оппоненты последнего заявляют о «возврате» путей. Но 25% - это не «владение», а со-владение, так как были и остальные 75% акций.

Кроме того, в 2016 г. эти 25% акций КТЖ продало на торгах, и с тех пор не имеет вообще никакого отношения ни к этому АО, ни к его путям. Поэтому ни о каком «возврате» говорить не приходится, а вот о попытке захвата – очень даже возможно.

 

Кстати говоря, эта риторика с «погружением в историю» очень напоминает странные претензии некоторых телеведущих и депутатов одной страны, что «двести лет назад не было никакого Казахстана».  Но мы работаем с существующей реальностью, в которой владельцем данных путей является АО «Каскор-Трансервис». И, кстати, Казахстан, и казахи, и наши предки были на этой земле и двести, и триста, и восемьсот лет назад.

 

5)      Пятая спекуляция – предположение, будто «Азат Перуашев был завербован бывшим председателем КНБ или просто получил большой куш за лоббирование интересов Нуртай Абыкаевича». Что тут сказать? «Ну вы, блин, даёте», больше ничего.

И снова такой «глубокомысленный» вывод сделан авторами лишь на основании того, что  акционерами данного АО по их данным, оказывается,  являются Марат Абыкаев и Жыксыбек Кулекеев. 

Могу заверить, что оба предположения ложные. Про этих акционеров впервые узнал из приведённой цитаты, с Маратом Абыкаевым не знаком, а вот Жаксыбека Кулекеева хорошо знаю и по-настоящему уважаю – и как профессионала, и как человека.

Если он действительно акционер АО «Каскор-Трансервис», и если в этом деле действительно получится помочь такому достойному человеку – буду только рад. Хотя нужно заметить, что поддерживая и защищая предприятия – мы руководствуемся не именами акционеров, а той ролью, которую эти предприятия играют в экономике страны. Имена владельцев бизнеса обычно ничего не говорят постороннему: бизнес любит тишину. Поэтому в своей работе мы, как правило, общаемся не с акционерами, а с руководством компаний.

Наверное, будет уместным добавить, что с руководством данного АО лично не знаком, а общение шло по переписке.

 

6)      Шестая провокация : пышущие негодованием разоблачители сообщают читателям, что Жаксыбек Кулекеев, в бытность президентом КТЖ, «был осужден за взятку в размере 100 тысяч долларов» - видимо, для ещё большего нагнетания красок, каких «воров и прихватизаторов» поддержал депутат.

Но дело в том, что после крушения Старого Казахстана, пару лет назад дело Ж.Кулекеева было полностью пересмотрено и Жаксыбек Абдрахметович был оправдан по всем пунктам, а обвинение признано незаконным. 

 

Смею предполагать, что подброс взятки в автомобиль (известный факт) и вся операция по его смещению с КТЖ были организованы криминальными кланами, обложившими железнодорожный бизнес поборами и вымогательствами, которым грамотный и принципиальный руководитель очень мешал. 

Говорю об этом не по слухам, а по аналогии с недавно закончившимся делом в дочерней структуре КТЖ – АО «Казтемиртранс», где Демпартии «Ак жол», благодаря такому же депутатскому запросу, удалось спасти от тюрьмы 15 предпринимателей. А вот руководители филиалов «Казтемиртранс» получили реальные сроки за поставленные на поток многомилионные вымогательства с бизнеса.

 

Негативное отношение авторов пасквиля к фигуре Ж.Кулекеева, позволяет предположить их взаимосвязь с теневым бизнесом вокруг КТЖ. И это тем более показательно (и доказательно), учитывая их интерес к захвату ж\д путей частной компании.

 

7) Седьмая некорректность: автор опуса возмущается: почему спикер Мажилиса не может контролировать фракции партий?

Сообщаю, что спикер Мажилиса не имеет права «контролировать» партийные фракции в Парламенте. 

Я с большим уважением отношусь к спикеру, Ерлан Жаканович выстроил рабочие и партнёрские отношения со всеми фракциями. Считаю, что он эффективно организовал парламентскую дискуссию, координацию и руководство деятельностью Палаты. Мы взаимодействуем и с ним, и с другими фракциями, но тем не менее, контроль за деятельностью фракции «Ак жол» осуществляет Демократическая партия «Ак жол». Это соответствует и законодательству, и реальной практике.

 

***

 Ну и в заключение, наверное, нужно пояснить, как и почему этот спор стал темой депутатского запроса.

Мы стараемся поднимать в Парламенте не отдельные случаи, а проблемы, имеющие системное значение. Так, нарушения прав частных предпринимателей при захвате принадлежавших им ж/д путей фракция «Ак жол» озвучивала с 2017 года. Тогда подобным рейдерством занималось АО «ЦТС», против чего нами было направлено 5 депутатских запросов, проведён ряд широких обсуждений. На все обращения госорганы отвечали об отсутствии нарушений, пока в 2020 г. президент К.Токаев не обязал правительство разобраться с проблемой «последнего километра».

Интересно, что правительственная комиссия по демонополизации занялась возвратом 334 ж/д путей в собственность КТЖ, но при этом упорно игнорировала аналогичные сигналы от 295 пострадавших частных предприятий (https://t.me/peruash/9497). 

Только после повторных запросов фракции «Ак жол» и при содействии Генеральной прокуратуры, незаконно захваченные пути стали возвращаться и частным предприятиям (https://t.me/peruash/9498).

 

Между тем, ст.6 Конституции прямо гласит, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Исторически, одним из важнейших условий успешного продвижения развитых стран стал принцип неприкосновенности частной собственности, которая служит главным хребтом рыночной экономики.

И поступившее в нашу партию обращение АО «Какскор-Транссервис» показало надвигающуюся угрозу новой практики, когда для смены собственника серьёзных объектов становится достаточно приказа министра. Считаем, что в случае реализации этого плана, новый метод может быть подхвачен и использован и против других предприятий.

Именно поэтому данная тема была поднята нами на уровень депутатского запроса.

Да, после его публикации, наряду с поддержкой, в комментариях прозвучала критика по поводу монопольного положения этих путей на важном участке, а также высоких тарифов для пользователей. Как сообщало в своём обращении руководство компании, основные тарифы регулируются антимонопольным органом, а нерегулируемые установлены идентично тарифам КТЖ. Если это утверждение не соответствует действительности – никто не запрещает предъявлять претензии, и я разделю такую критику этого АО, поскольку железная дорога - это всегда монополия, и её использование должно учитывать законные права других пользователей. 

Однако вынужден разочаровать тех комментаторов, которые связывают с передачей путей в КТЖ надежды на удешевление тарифов: недавно сообщалось о планах в ближайшее время повысить тарифы КТЖ в 5 раз. Поэтому предполагаю, что сама по себе передача путей не решит эту проблему. 

В отношении других возможных претензий к компании или её имущественному комплексу, повторюсь, у каждого есть право отстаивать свои права или разоблачать воровство. Единственное условие, что всё это должно происходить в установленном законом порядке.

 

Основная проблема здесь скорее в том, как обеспечить координацию национальной компании за путями, составляющими важное значение, но принадлежащими частному бизнесу. 

Насколько могу судить, Министерство транспорта также не настроено принимать неправовые решения и уже более года прорабатывает разные подходы, но почему-то без участия самого владельца (как сообщается в обращении).

 

На мой взгляд, есть три варианта решения проблемы. Первый – оставить за частной компанией владение и управление данными путями, разобраться с завышенными тарифами (если таковые действительно имеются), проработать кейс с разделением доходов от возрастания объемов перевозок, обеспечиваемых за счёт транзитной политики государства и логистической роли КТЖ.

Второй – выкупить пути под госнужды, по рыночной цене, возможно – по типу концессии, с постепенным погашением инвестиций и доходов от управления.

Третий вариант - как некий компромисс, который позволит частной компании, оставляя за собой право собственности, передать нужные государству пути в управление КТЖ, с оплатой аренды за эти пути со стороны КТЖ. 

Возможна масса и других решений, не сомневаюсь, что таковые имеются у руководства компании. Я назвал лишь те варианты, которые лежат на поверхности с моей точки зрения. Было бы желание сторон уважать законные права и собственников, и государства.

 

Выражаю признательность журналистам, которые внимательно читают наши запросы и под разными ракурсами обсуждают поднимаемые проблемы. Это относится и к авторам указанной публикации, извините, если был невежлив.

Все-таки общая задача не искать крайних, а найти решение ситуации, в которой оказались частная компания (с её правом частной собственности) и планы по развитию транзитного потенциала государства.

 

*[1] В название материала вынесена цитата цитата из стихотворения ниже:

                       ***

Читаю о себе, любимом, очередной пасквиль.

Его, наверно, написал убогий,

глухонемой, слепой и с головой не ладящий к тому же.

Иначе для чего

в моих словах выискивать рогатки,

выстраивать фальшивые догадки

и все тянуть, как жеребца за вымя,

чтоб хоть слюной

забрызгать это имя.

 

Какая блажь, какая безнадёга

глухому сердцу толковать про Бога,

слепой душе описывать рассветы

и отвергать нелепые наветы.

 

Оставлю спор. Есть истинная слава –

жить по уму и действовать по праву.

Идти к успеху, отводя беду

со звездным небом и собой в ладу,

Любить друзей и не судить заблудших,

И постараться стать немного лучше.