Премьер-Министру
Республики
Казахстан
Бектенову
О. А.
7 февраля 2024
года,на расширенном заседании Правительства,Глава государства указал на
необходимость устранения бесконтрольных монополий, развития конкуренции и
снижения государственного участия в экономике.
Одним из таких
монополий является – АО НК «ҚазақстанТемiрЖолы».
Постановлением
Правительства от 29 декабря 2020 года №908, АО «КТЖ» включен в Перечень
национальных компаний, предлагаемых к передаче в конкурентную среду в
приоритетном порядке, путем вывода на IPO.
В тоже время,27
июня 2024 года, Министр транспорта своим приказом №224, утвердил
Концепциюразвития железнодорожного транспорта до 2029 года, где
предусматривается закрепление эксклюзивного права на выполнение транзитных,
экспортных и импортных перевозок за АО «КТЖ», с внесением соответствующих
изменений в законодательство.
Минтранс
предлагает не просто вывести АО «КТЖ» на IPO, а предварительно на
законодательном уровне закрепить его монопольное положение в транзите. Это
означает искусственное создание монополии, которую затем предлагается продать
через IPO вместе с инфраструктурными активами.
Демпартия «Ак жол»
считает, что продажа акций АО «КТЖ» без четкого разделения функций управляющей
компании (корпоративного центра) с ее дочерними структурами и оператора
инфраструктуры, может привести к потере государственного контроля над
стратегическим инфраструктурным активом – магистральной железнодорожной сетью.
Фактически, это
приватизация монополии, а не развитие транспортной системы.
Кроме того, необходимо
отметить, что предлагаемая монополизация транзита Национальной железнодорожной
компанией противоречит стратегическим государственным документам:
Указу Президента
РК №484 от 31 декабря 2020 года, задающий основные направления государственной
политики по развитию конкуренции, а не монополизации рынка;
Указу Президента
РК №542 от 8 мая 2024 года, о либерализации экономики, который закрепляет
недопустимость создания частных монополий при приватизации.
Закрепление
исключительного права АО «НК «КТЖ» на обеспечение транзитных перевозок
ликвидирует возможность развития конкуренции в этом сегменте, создав
законодательные барьеры для новых участников, а также повысит тарифные риски,
что противоречит государственной политике по развитию конкуренции и либерализации
экономики.
Магистральная
железнодорожная сеть является стратегическим государственным активом,
управление которым должно обеспечивать баланс интересов государства, бизнеса и
общества.
Вывод АО «КТЖ» на
IPO без выделения национального оператора инфраструктуры в отдельное
юридическое лицо, 100 процентов акций которого должны оставаться у государства
и не могут продаваться, создаст конфликт интересов, в котором частные инвесторы
будут заинтересованы в максимизации прибыли, а не в долгосрочном развитии железнодорожной
инфраструктуры Казахстана.
В свою очередь,
стремление частных инвесторов максимизировать прибыль создаст дополнительные
стимулы к повышению тарифов и ограничению доступа на магистральные сети
независимых перевозчиков. Это противоречит принципам справедливой конкуренции и
государственной политике, а в условиях ужесточения конкуренции за глобальный
транзит, может привести к оттоку грузопотоков на альтернативные Казахстану
маршруты или переключению грузопотоков на другие виды транспорта.
В связи с
вышеизложенным, депутатская фракция ДПК «Ак жол», считает недопустимым
монополизацию транзитных железнодорожных перевозок, как противоречащим
государственной политике по развитию конкуренции и либерализации экономики и
предлагает:
Пересмотреть
концепцию развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан до 2029
года, в части предоставления эксклюзивного права АО «КТЖ»транзитных, экспортных
и импортных перевозок.
Пересмотреть
Постановление Правительства РК от 29 декабря 2020 года №908«О некоторых
вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы», исключив магистральные
железнодорожные сети, путем выделения из состава АО «КТЖ» в отдельное
юридическое лицо.
С уважением,
Депутаты фракции
«Ак жол»
С. Ерубаев
А. Перуашев
Д. Еспаева
Е. Барлыбаев
К. Иса
Е. Бейсенбаев