О проблемах с требованиями о закрытии производственных
предприятий - даже такого известного, как мясоперерабатывающий комбинат
«Кублей» в Уральске (считающийся вообще-то национальным мясным брендом
Казахстана), по причине нарушения
санитарных зон вокруг них, причём с согласия местных акиматов -
Демпартия «Ак жол» сообщала и обращалась в Правительство, направляла депутатские запросы премьерам и генеральному прокурору весь 2023 г. и первое полугодие 2024 г. (См.например наши выступления за
27 июня 2023 г.
11 октября 2023 г. -
https://akzhol.kz/ru/blog/azat-peruashev-politicheskaia-monopoliia-pokrvaet-monopolii-v-konomike
13 декабря 2023 г.;
https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/prekratit-rejderstvo-chinovnikov
29 апреля 2024 г.:
и т.д.).
И вот, 4 мая т.г. (через неделю после крайнего выступления фракции «Ак жол» по данной теме в Парламенте) был подписан приказ министра здравоохранения, снимающий эту проблему.
В частности, установлено, что для тех предприятий,
которые исторически (более года) работали на нынешней территории, санитарные
нормы могут быть пересмотрены в сторону понижения. Т.е. возведение (по сути, с
незаконного разрешения акиматов) жилых домов в санитарной зоне таких
предприятий больше не влечёт остановку и закрытие деятельности этих заводов.
Более того, приказ позволяет предпринимателям, при выполнении установленных санитарных требований и применения современных экологичных технологий, пересматривать свои санзоны даже без подобного соседства, просто по своему усмотрению.
Так, согласно пояснительной записке к приказу МЗ РК от 4 мая 2024 года «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 11 января 2022 г. «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», основанием для принятия проекта НПА стали Рекомендации Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса РК (Исх. № 10-11-1548 от 04.12.2023), письмо Генеральной Прокуратуры РК (Исх. № 2-01-23-74221 от 18.09.2023), касательно пересмота требований к исторически сложившимся промышленным объектам.
Так, ранее пункт 9 Правил регламентировал
последовательный порядок разработки СЗЗ объекта и состоял из: предварительной
(расчетной) СЗЗ и установленной (окончательной) СЗЗ.
В новой же редакции данного пункта предусмотрено, что: «Для действующих объектов ввиду исторически сложившейся застройки допускается уменьшение размеров СЗЗ, в соответствии с пунктом 26 настоящих Санитарных правил, без установления предварительных (расчетных) размеров СЗЗ»;
П.26 предусматривает основания, согласно которым вносятся
изменения (увеличение, уменьшение) СЗЗ для действующих объектов:
1) при достижении уровня загрязнения атмосферного воздуха
до ПДК на границе СЗЗ по материалам наблюдений в течении года;
2) при достижении уровня физического воздействия до ПДУ
(шум, вибрация, ЭМП);
…
5) при перепрофилировании объектов;
6) внедрении передовых технологических решений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
(Подробнее см:
https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2400034340 ).
Поздравляю завод «Кублей», фабрику «Дольче-Фарм», ТОО «Нуртау-Темир», ТОО «Асфальтобетон-1», завод «KZ Recycling» и всех других отечественных производственников, для которых эта проблема представляла собой дилемму «жизни и смерти».
Считаю важным отметить, что эту борьбу фракция «Ак жол» вела вместе с депутатами Бахытжаном Базарбеком, Муратом Абеновым и другими, каждому из которых мы также выражаем благодарность.
Надо быть спокойным и упрямым