06
Февраля

Комментарий Азата Перуашева касательно отставки Правительства

https://t.me/peruash/10791

Относительно отставки правительства – это решение не было внезапным, его прогнозировали практически все - и депутаты, и эксперты, и журналисты. Вопрос был лишь в сроках – неделей раньше, неделей позже. Но анонсированное на 7 февраля заседание правительства, на котором президент планирует выступить с широкой экономической программой, сделало отставку логичной и даже неизбежной: поручения даются тем, кому предстоит их исполнять. А продлевать полномочия нынешнего кабмина даже на полгода, на фоне его очевидной инертности - означало бы рисковать реализацией назревших инициатив президента. 

При всем том, что в прежнем составе было немало грамотных, толковых профессионалов, каждый из которых вроде бы ответственно выполнял свою работу, - это правительство не смогло выйти из той колеи, того формата работы, которые были «заезжены» начиная с кризиса 2009-2010 годов.

Это такая «тихушная» практика, когда недостатки в управлении экономикой (и соответственно, в бюджете) закрывают изъятиями из Нацфонда и наращиванием долгов. Поначалу это происходило в рамках борьбы с кризисом – а затем стало рутиной и происходило (и происходит) в текущем порядке. Такой формат позволил не только скрывать очевидные провалы, но и стимулировал безынициативность, пассивность кабмина. 

Ненефтяной дефицит бюджета достиг неприличных цифр, положение налогоплательщиков и реального сектора экономики отошли на второй план. В выступлении по бюджету в ноябре фракция «Ак жол» обращала внимание, что произошел рост расходов на содержание госаппарата на 10%, на социальные программы на 17%, а финансирование реального сектора сократилось на 19%. За последние годы был принят целый ряд важных решений, связанных с усилением социальной защиты: повышение окладов врачам, учителям, минимальной зарплаты, пенсий, стипендий. Буквально пару дней назад запустилась программа «Нацфонд детям», при вроде бы небольших начислениях по отдельности, но в сумме речь о миллиардах, и т.д. Но при этом, покрывать эти социальные обязательства собственными доходами экономики правительство не в состоянии. Оно не обеспечило расширенного воспроизводства доходной части бюджета, увеличения налогооблагаемой базы.

Экономика попала в разнонаправленные, расходящиеся вектора, «ножницы».

Не случайно, при всей загруженности стратегическими, социальными, внешнеполитическими вопросами, 1 сентября прошлого года в своём Послании президент поручил правительству изменить парадигму государственной экономической политики. Он конкретно поставил задачу уйти от банковско-сырьевой экономики к экономике производительной. Фракция «Ак жол» это начинание категорически поддержала, а в статье «Честная экономика Токаева» я тогда отметил, что по всей видимости, «Президент Касым-Жомарт Токаев пока поделился далеко не всеми своими планами о национальной экономике, а многое оставил, как говорится, «на вырост» и на самостоятельную работу Правительства и Парламента» (https://akzhol.kz/ru/blog/chestnaia-konomika-tokaeva).

К сожалению, с самостоятельной работой кабмин не справился.

Мы считаем, что в госуправлении по-прежнему не хватает внимания к технологичным отраслям, к малому и среднему бизнесу, к отраслям, ориентированным внутренней потребности, а не только на экспорт. Министры увлеклись экспортоориентированностью, а насыщение внутреннего рынка (причём не только товарами для населения, но и оборудованием, материалами, инфраструктурой предприятий промышленности и энергетики) осталось на втором плане. Отсюда и инфляция, и нехватка рабочих мест, и периодические авральные ситуации. 

Говорю об этом не «вдруг», а цитирую собственное выступление при обсуждении бюджета от 1 ноября: «Правительство катится по старой 30-летней колее, когда запускать руку в Нацфонд и вешать на страну долги стало вредной привычкой чиновников. Но менять нужно базовые подходы, а не отдельные проценты» (https://akzhol.kz/ru/blog/poziciia-frakcii-ak-zhol-po-proektu-biudzheta-na-2024-26-god).

Огромные ресурсы остаются незадействованными - такие как доходы банков, сырьевого сектора экономики.

В своих посланиях президент уже дважды поручал разработать новый Налоговый кодекс, в котором одним из ключевых решений должно стать введение дифференцированных ставок налогов - с понижением нагрузки на технологичные и приоритетные сектора (такие, как производство социально-значимой продукции), и с увеличением налогового бремени на финансовый сектор, банки, те же сырьевые компании. Напомню, что банки не облагаются НДС, а КПН они платят такой же, как любой другой бизнес. А сырьевым компаниям, которые вывозят наши природные богатства, НДС возвращается из бюджета. Понятно, что это деформированость экономической политики, которая выходит боком всей стране.

Но новый Налоговый кодекс так и не разработан, а обсуждение его подходов вызвало резкую критику бизнеса и депутатов фракции «Ак жол».

Поэтому считаю, что основная причина отставки в том, что кабмин не смог выйти за прежние рамки, а продолжал работать так же, как все предыдущие правительства. Но если всё время делать одно и то же, то трудно ожидать какие-то другие результаты.

Повторюсь, среди министров и вице-министров немало умных, талантливых людей, но которым не хватало, может быть политической смелости, готовности или желания принимать собственные решения. Сегодня часто цитируют слова Алихана Бокейхана «Елге қызмет ету білімнен емес, мінезден» (служение народу не в знаниях, а в характере).

На встрече с бизнесом сразу после январских событий, президент отметил дефицит мысли в экономическом блоке правительства. Позже, при обсуждении предпринимательского кодекса, я перефразировал эти слова в том смысле, что у чиновников дефицит не только мыслей, идей, но и дефицит духа (https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-aperuasheva-v-hode-obsuzhdeniia-izmenenij-v-nalogovj-kodeks-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa-25-maia-2022-goda).

Считаю, что правительству действительно нужна сильная воля на то, чтобы вырваться из привычных границ, выйти за рамки респектабельных костюмов, не бояться принимать нестандартные решения.

Без этого уже невозможно изменить тот привычный круг, по которому экономика катится, упуская драгоценное время и проедая ресурсы.

В этом плане важным будет не только новый состав кабмина, но прежде всего – какие задачи поставит перед ним президент и какую свободу действий (а значит, и степень ответственности) ему предоставит. Всё это станет известно уже 7 февраля.