01
Ноября

Позиция фракции «Ак жол» по проекту бюджета на 2024-26 годы

Выступление по бюджету 2024-2026 г.

Уважаемые коллеги.

● Обсуждение проекта бюджета носит во многом ограниченный характер, т.к. согласно законодательства, предложения депутатов по нему могут рассматриваться только при согласовании правительства. 

Фракция «Ак жол» в ходе конституционной реформы вносила предложения о более самостоятельной роли парламента в работе с бюджетом, но они не прошли. Поэтому работаем в существующем формате, хотя и имеем ряд вопросов к концептуальным подходам бюджета.

● Мы также считаем недостаточным рассматривать проект бюджета, не имея на руках программы действий правительства. Напомню, что в сентябре фракция «Ак жол» предлагала утверждать в парламенте программу действий правительства по исполнению посланий президента. В правительстве ответили, что это «бюрократия».

С такой точки зрения и сегодняшнее обсуждение бюджета – тоже бюрократия. Но в действительности, это – процедуры по обеспечению прозрачности и подотчётности власти перед обществом.  Напомню известное выражение, что демократия – это процедуры. И рассмотрение бюджета вместе с программой правительства – было бы важной частью демократических процедур.

●  Без этого сложно представить комплексное видение правительства, а порой создаётся впечатление, что такого видения и вовсе нет, а есть лишь набор разрозненных проектов.

Целевые индикаторы бюджета нередко размыты и неконкретны. Например: по программе 049 «Увеличение уставного капитала фонда «Самрук-Казына», цель – цитирую «Повышение эффективности, конкурентоспособности и устойчивости группы компаний фонда». Конечный результат – «доля финансирования проектов в 2024 году – 100%». Как понимать эту строку – неужели как цель не допустить частных инвестиций? Весь мир ищет частных инвесторов, а наши «Самрук-Казына» и правительство, оказывается, нет.

● Там же, подпрограмма 032: «Увеличение уставного капитала ТОО «Объединённая химическая компания». Показатели – «Создание новых рабочих мест, улучшение социально-экономической ситуации».

Сколько и каких проектов обеспечат эти затраты, какую отдачу получит государство, сколько именно новых рабочих мест появится, как именно и у кого именно улучшится социально-экономическая ситуация от того, что этому ТОО выделяют почти 50 миллиардов? 

●  В целом, можно отметить, что никаких особых изменений ни в направлениях, ни в инструментах бюджетной политики не произошло. Правительство катится по старой 30-летней колее, когда запускать руку в Нацфонд и вешать на страну долги стало вредной привычкой чиновников. 

Но менять нужно базовые подходы, а не отдельные проценты.

●  Тем более, что в проекте бюджета мы видим продолжающееся расхождение разнонаправленных векторов: рост расходов на безусловные затраты и сокращение возвратного финансирования.

Так, на 17% растут расходы на социальную сферу, на 10% расходы на государственные нужды.

А финансирование реального сектора, напротив, планируется сократить на 19%.

Это противоречит базовым принципам экономики: балансу денежной и товарной массы. Наращивание расходов без адекватного роста производства – это инфляционная бомба под потребительские цены и стабильность национальной валюты. Значит, и Нацбанк продолжит задирать базовую ставку, проценты по кредитам останутся грабительскими, а акиматы так и будут требовать от бизнеса работать в убыток.

●  Фракция «Ак жол» считает, что в разработке бюджета правительство не в полной мере использует существующие резервы. 

- В налоговой политике по-прежнему администрирование ложится повторным налогообложением на малый и средний бизнес, а сверхдоходные сектора (банки, экспортёры нефти и металлов) остаются неприкасаемыми.

●  Чистая прибыль нацкомпаний и госхолдингов используется вне бюджета и парламентского контроля. За последние 5 лет  прибыль квазигоссектора составила 5,7 трлн тг., из которых в бюджет было направлено лишь 10%. А 90% используются вне контроля общества и вне бюджета. Отсюда и бонусы в сотни миллионов, и узкий класс «успешных манагеров» при растущем социальном разрыве общества на богатых и бедных.

Более того, по неналоговым поступлениям (это прежде всего дивиденды по госпакетам акций в квазигоссекторе) – предусмотрено дальнейшее снижение платежей в бюджет ещё на 38% (с 402 млрд до 291 млрд.).

● Несмотря на запросы фракции «Ак жол», Правительство так и не согласилось раскрыть данные о доходах Казахстана от крупнейших нефтегазовых месторождений, работающих по СРП. 

А  неофициальные данные, которые имеются в СМИ, явно несправедливые, возможно коррупционные и подлежат пересмотру.

Всё это – огромные резервы. 

● Но помимо доходов, есть и резервы расходов. Бюджет – это сосуд: если не контролировать расходы, то никакими доходами его не наполнишь. Завышенные расходы бюджета остаются полем для манипуляций.

● Так, в одном селе Павлодарской области (с.Зелёная роща, г.Экибастуз), школа на 80 учеников обошлась в 58 млн тг., а в соседнем посёлке (с.Моисеевка Железинского р-на) школа на 50 учеников, всего через 3 года строится за 750 млн. - т.е. в 12 раз дороже. 

В дорожном строительстве игнорируются альтернативные материалы и разработки, сокращающие расходы на 20-30% на каждый км. И таких примеров достаточно по всем регионам и по всем отраслям.

● Отдельная тема - внешний долг. В следующие три года планируется направить на обслуживание госдолга треть всех доходов страны (5,7 трлн). И при этом ожидается рост госдолга с 34 трлн до 50 трлн к 2028 году (т.е. ещё на 33%).

Многим казахстанцам не нужно объяснять, что значит жить в долг, когда треть зарплаты уходит на погашение кредита. 

Правительство даже реализует программу финансовой грамотности и учит граждан жить без долгов. Но почему-то само никак не научится жить по средствам.

●  Как заслуживающее поддержки, нужно отметить наращивание социальной ориентированности бюджета (40% всех расходов). Это особенно важно на фоне трагедии в Караганде, выводы из которой связаны в том числе – с вопросом пенсионного возраста работников с опасными условиями труда (т.н. списки 1 и 2), о чем Демпартия «Ак жол» говорит все годы работы в парламенте.

●  Наша фракция также приветствует заявленное поэтапное сокращение целевых трансфертов из Нацфонда, с полным их прекращением с 2025 года. 

●  Учитывая указанное выше разделение полномочий, когда  последнее слово остаётся за правительством – мы вынуждены согласиться с проектом бюджета.

Это слабо вяжется с концепцией влиятельного парламента и подотчетного правительства, но для её полной реализации, видимо, нужно время и упорство.

В то же время, исходя из поручения главы государства накануне Дня республики о том, что эта работа должна осуществляться под пристальным парламентским контролем - предупреждаем, что не нужно расслабляться, господа министры. Ответ вы будете держать не по сегодняшним обещаниям, а по тому, как сможете их выполнить.

Благодарю за внимание.