Выступление Азата Перуашева на брифинге в Службе Центральных Коммуникаций
Уважаемые коллеги
Нынешнее послание Президента парламенту и народу Казахстана войдёт в историю нашей страны как образец социально-экономического прагматизма, изложенный в комплексе практических задач.
В то же время, его конструкцию венчает посыл казахстанской национальной идеи - главной ценности и главной миссии государственного развития Казахстана.
Поэтому нынешнее послание с полным правом можно назвать Манифестом национальных интересов.
«Мы должны как зеницу ока беречь ставшую явью вековую мечту о Независимости, наше главное достояние» – эти слова Нурсултана Назарбаева можно смело ставить как эпиграф к любой социальной, экономической или политической задаче современного Казахстана.
Сегодня читая в интернете некоторые комментарии по поводу термина «Мәңгілік Ел», я вижу, что они, к сожалению, не всегда корректны. Кто-то усматривает в этом понятии дрейф в сторону национализма, кто-то упрекает в чрезмерном пафосе и мифотворчестве.
В этой связи считаю нужным пояснить для русскоязычной аудитории (к которой и сам отношусь), что наверно неправильно применять здесь дословный перевод «Мәңгілік Ел» просто как «Вечный народ», как это делают некоторые комментаторы.
Это слишком упрощенное понимание. Моё личное восприятие этой категории сложнее, и восходит к известным словам Жубана Молдагалиева: «Мен қазақпын, мың өліп, мың тірілген».
Другими словами – народ, тысячу раз умиравший и воскресший снова. А это уже не мифотворчество, а реальная история нашего народа, возьмите хоть вековые войны с джунгарами XVII-XVIII в.в., которые не случайно называли «Ақтабан шұбырынды» (бежали так, что стёрлись стопы ног); хоть голодный геноцид казахского народа в 1920-30-х годах. По оценкам демографов в каждом из этих событий казахи теряли по 60-70% своей численности.
И несмотря на это, сегодня мы не просто выстояли, но занимаем достойное место среди других народов мира, вместе с нашим Президентом построили за два десятилетия современное независимое государство, сильную экономику и уверенно смотрим в будущее.
И это касается не только казахов, а всех этносов, составляющих сегодня единый народ Казахстана. История казахского народа сегодня должна стать общей историей нашего государства и всех казахстанцев, это наша общая судьба, которая нас объединила в прошлом и составляет залог нашего единства в будущем.
Поэтому для меня «Мәңгілік Ел» - это ещё и Несломленный народ, Народ в потоке времени. Это не просто красивые слова, а символ жизнеутверждающей энергии всего казахстанского народа, как и его способности выдержать любые испытания.
В Послании конкретизированы важнейшие направления Стратегии развития Казахстана до 2050 г., обозначены методы их реализации и индикаторы исполнения. Эти индикаторы опираются на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития, как объединения передовых стран мира, войти в число которых Казахстану ставит задачу Президент.
Хотя ежегодные послания обычно носят характер кратко- и среднесрочного планирования, Демократическая партия «Ак жол» рассматривает нынешнее послание не как тактический, а скорее как крайне важный стратегический документ.
Этот документ обозначил вектор дальнейшего формирования Казахстана с прогрессивной наукоёмкой экономикой, развитой обрабатывающей индустрией, массовым предпринимательским движением.
И со своей стороны, мы будем всемерно содействовать его реализации.
Поэтому начавшийся год будет для нас, как и для всей страны, насыщенным и напряжённым.
Среди поручений Главы государства, которыми партия «Ак жол» считает необходимым заняться в первую очередь, надо обозначить вопросы офсетной политики.
Речь идёт о предложении «...призвать ведущие транснациональные компании, которые работают на крупнейших нефтегазовых и горно-металлургических объектах, чтобы они создавали здесь производства для обеспечения собственных нужд и сервиса… Не надо завозить оборудование из-за рубежа, когда его можно производить у нас в стране».
Сегодня Казахстан коренным образом отличается от того, каким он был на заре независимости. И если тогда мы приглашали инвесторов на их условиях, то сегодня пришло время говорить о ресурсном национализме, то есть о принципе, когда конечными бенефициарами от использования природных богатств выступают граждане Казахстана.
Именно офсетная политика должна стать логичным продолжением государственной программы по развитию казахстанского содержания, которая сегодня нуждается в выходе на качественно новый уровень в условиях продолжающейся интеграции Казахстана в мировую экономику. Обязательным условием офсетной политики Казахстана должно стать соответствие принципам Всемирной торговой организации и Единого экономического пространства. В прошлом году в министерстве индустрии был подготовлен проект закона «Об офсетной политике», который так и не поступил в Парламент. Партия «Ак Жол» предлагает Правительству в срочном порядке вернуться к разработке этого важного закона и выражает готовность участвовать в его доработке и принятии.
Особую важность накануне Третьей индустриальной революции, о которой сказал президент, приобретает создание наукоёмкой экономики. Финансирование науки планируется увеличить до 3% ВВП. Это не просто большие деньги, а очень большие. Но вопрос в том, что они не должны просто «осваиваться». К сожалению, наш опыт учит, что даже если деньги будут потрачены – это ещё не означает, что цель достигнута. Прикладная наука должна коммерциализироваться, значит необходимо стимулировать не только разработки, но и формировать спрос бизнеса на их применение, а также и потребительский спрос на продукцию такого бизнеса. Во время недавнего финансового кризиса государство изыскало возможность поддержать модернизацию и техническое перевооружение многих предприятий, был применён широкий перечь мер – от грантов до субсидий, этот опыт пригодится и теперь.
Однако надо чётко понимать, что в условиях глобализации потребительские предпочтения формируются не в национальных масштабах, а на уровне международных рынков. Какой бы заманивой ни была новая разработка, она обречена на провал, если будет ориентироваться только на внутренний рынок Казахстана. Поэтому нужно не вариться в собственном казане, а находить транснациональных партнёров, успешно работающих в данном направлении и в тех отраслях, где у нашей страны есть конкурентный потенциал. Эти отрасли Президент тоже обозначил.
В то же время, не нужно бояться, сможем или не сможем. Двадцать лет назад весь мир смеялся, когда Китай копировал мировые бренды и пытался делать то, чего раньше не делал. А сегодня нет ничего, что китайский бизнес не смог бы произвести, дайте только идею.
Поэтому надо идти и делать, тем более, что Президент выделяет и финансы, и необходимую инфраструктуру. У нас просто нет другого выбора, если хотим быть современной и успешной страной. Без наукоёмкого производства у экономики нет будущего.
Конечно, партия «Ак жол» не может обойти вниманием поручения Главы государства касательно малого и среднего бизнеса. Президент очень точно назвал МСБ – «главным инструментом индустриальной и социальной модернизации».
Малым и средние предприятиям по самой природе и простоте организации легче реагировать на текущие вызовы, у них меньше организационные издержки. Поэтому именно МСБ во всех странах выступает локомотивом диверсификации и инноваций, открывая новые сектора экономики и налаживая выпуск новой продукции.
С другой стороны, МСБ выступает прекрасной формой занятости населения, позволяя гражданам не ждать рабочее место у государства, а реализовать собственный творческий потенциал и инициативу.
Наконец, массовое предпринимательство является лучшим каналом перераспределения национального дохода, выступая партнёром крупных корпораций и вовлекая каждую семью в трудовую деятельность. Несмотря на огромные природные запасы, нереально сделать каждого казахстанца нефтяником или банкиром. Но через сеть взаимоотношений, сделок и финансовых расчётов можно выстроить систему МСБ так, чтобы через неё все казахстанцы получили возможность заработать свою часть успеха в большой национальной экономике.
В этом смысле слова президента о том, что «надо отменить все инертные правовые нормы, мешающие развитию бизнеса» для партии «Ак жол» не просто слова, а руководство к действию.
Но, к сожалению, министерства очень своеобразно понимают такие поручения. Например, в Мажилис поступил разработанный министерством образования проект закона о молодежной политике. В сопутствующем к нему проекте поправок в трудовой кодекс госорганы предлагают отменить испытательный срок при приёме на работу молодых специалистов и запретить их увольнение по инициативе работодателя в течение двух лет. У меня возникает вопрос, что мы хотим стимулировать: трудолюбие и ответственность, или иждивенчество? Если у работодателя не будет возможности освободиться от нерадивого сотрудника, то как он сможет поддерживать производственную дисциплину, как он сможет требовать повышение квалификации работника? И если молодой специалист за первые два года работы не привыкнет к профессиональным требованиям, то когда он сможет их обрести? К пенсии? «Баланы жастан, келінді бастан» - говорят в народе. Хорошему нужно учить с первого дня, а не через два года.
Мы понимаем, что такие предложения вызваны случаями эксплуатации молодёжи, когда их якобы принимают на «испытательный срок», а затем увольняют без оплаты за работу. Но подобные тенденции должны пресекаться по другому: через запрет устанавливать на испытательный срок оклад ниже штатного в данной организации; через обязанность заключать письменный трудовой контракт даже на испытательный срок и т.д.
А наши чиновники из минобразования и минтруда пошли по самому лёгкому пути, вешая на шею предпринимателям неквалифицированных работников и стимулируя иждивенчество.
Не менее актуальны слова Нурсултана Абишевича о том, что «...нужны комплексные решения по законодательному укреплению института частной собственности». Приведу пример: когда на комитете по экономической реформе и региональному развитию в Мажилисе в ноябре прошлого года обсуждались наши предложения по усилению прав собственника на защиту своего имущества в законопроекте «О частной собственности», некоторые коллеги из других фракций выступили категорически против, заявляя, что у нас всё замечательно. А мы не видим ничего замечательного, когда рейдерские захваты становятся обычным делом, когда предприниматель не застрахован от произвола, и само занятие бизнесом становится опасным.
Только вчера у меня на приёме был гр.А.Андреев, владелец ТОО «Лесокомплекс-2030» из Северного Казахстана, который в разгар кризиса создал предприятие с самым современным технологическим оборудованием. А сегодня у него под разными предлогами местное отделение «Казкоммерцбанка» изъяло и распродало предприятие разным покупателям. Причём за период кредитования, несколько раз повышались процентные ставки, в одностороннем порядке сокращались сроки, что по словам предпринимателя, и привело к срыву. При этом одну часть оборудования передали одному покупателю, другую – ещё кому-то, предприятие как единый комплекс перестало существовать. Экономика лишилась предприятия, люди – работы, а предприниматель – всего имущества. Стоимость реализации в погашение долга не зачли, и инициатор проекта не только лишился всего, включая здания и прежнего бизнеса, но ещё и остался должен банку. Местные суды его не слышат, никому он не нужен, возможностей защитить свой бизнес в такой ситуации у него явно недостаточно.
И таких примеров немало. Кому это выгодно? Кто будет идти на такие риски? Да лучше сидеть дома, не высовываться и получать пособие по безработице, чем так рисковать.
Надеюсь, что после нынешних поручений Президента, наши предолжения в законопроект о собственности всё-таки найдут поддержку.
В продолжение темы хотел бы напомнить и об инициативе Президента, которую он высказал на Дне индустриализации – освободить вновь создающийся малый и средний бизнес от налогов в первые 5 лет деятельности.
Предпринимателю в первые годы надо выжить, встать на ноги, а потом уже что-то с него требовать. Не только отечественная, но и международная практика показывает, что, к сожалению, в первые годы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность до 90% вновь созданных малых и средних предприятий. Для бизнеса это означает безвозвратные потери вложенных средств. А ведь с точки зрения здравого смысла, что-либо требовать с бизнеса (те же налоги) можно только тогда, когда предприниматель не только вернул вложенное, но и заработал прибыль.
Поэтому никакого ущерба для бюджета эта инициатива Главы государства не несёт: если создающийся МСБ не освободить от налогов, то 90% из этих ИП и ТОО закроется, и бюджет в любом случае ничего с них не получит.
Если же помочь им встать на ноги, то окрепнув и наладив работу они смогут платить налоги не с мизерных оборотов, как в начале деятельности, а как полноценные предприятия. И, самое важное – таких полноценных, состоявшихся предприятий будет выживать тогда не 10-15%, а все 30-40%.
Насколько нам известно, аналогичные подходы применяются в США, Китае, Германии и других странах с успешным малым и средним бизнесом.
Могу в качестве информации сообщить, что сегодня депутаты партии «Ак жол», используя конституционное право законодательной инициативы, направили в правительство разработанный нами законопроект «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса». В этом законопроекте нами предлагается и ряд других мер в развитие политики Главы государства по всемерному содействию предпринимателям.
Кроме того, сегодня нами также направлены два депутатских запроса, вытекающих из Послания Президента. Первый касается поручения ввести механизм реабилитации и банкротства для малого и среднего бизнеса. Как известно, в конце прошлого года Мажилис принял и направил на рассмотрение в Сенат законопроект «О реабилитации и банкротстве», в рамках которого правительство отклонило предложения депутатов партии «Ак жол» о включении раздела по банкротству физических лиц, к которым также относится малый и средний бизнес в лице индивидуальных предпринимателей.
В этой связи, фракция ДПК «Ак жол» заявила о намерении самостоятельно разработать отдельный Закон «О банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необходимо отметить, что институт банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей получил широкое распространение в зарубежных странах.
Так, в Германии Закон о банкротстве действует с начала 1994 года, отдельные положения которого посвящены банкротству частных лиц. В США в последние несколько лет около 1-2 млн. человек ежегодно объявляют себя банкротами, причем до 96% всех дел в судах о несостоятельности связано с массовым увлечением американцев банковскими кредитами. В данной стране действует отдельные Законы посвященные банкротству граждан. В Российской Федерации был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», которым были урегулированы вопросы банкротства физических лиц.
Введение банкротства физических лиц и малого бизнеса в лице индивидуальных предпринимателей позволило бы тем, кто не смог расплатиться по кредитам - даже лишившись имущества, не превращаться в бомжей, обеспечить какую-то крышу над головой, пусть арендованную комнатку в общежитии, питание детям. Это же наши граждане, наши люди.
Другая сторона вопроса – в рамках Таможенного союза и ЕЭП мы договорились о свободном перемещении товаров, капиталов и заметьте - труда. Это означает, что если в России действует закон о банкротстве физических лиц, то наши граждане, которые хотят стать предпринимателями, имеют для этого все возможности – они пойдут брать кредиты в российских банках, открывать бизнес в России и поднимать её экономику, а не экономику своей страны. Просто потому что там у них и их детей будут гарантии выживания даже в случае неудач, от которых никто не застрахован.
К сожалению, на предложения партии «Ак жол» ввести аналогичные нормы в Казахстане, министерство финансов заявило, что такой механизм возможен только при введении всеобщего декларирования доходов, которое планируется на 2016-2017 г.г.
Но при этом совершенно игнорируется тот факт, что до 2016 года (в лучшем случае) людям, которых сегодня за долги выбрасывают на улицу вместе с детьми - этим людям нужно где-то пережить три зимы.
Но высказанные в Послании Главы государства поручения по созданию механизма реабилитации и банкротства малого и среднего бизнеса вновь актуализировали эту тему. Поэтому депутаты партии «Ак жол» считают, что необходимо вернуть законопроект «О реабилитации и банкротстве» в Мажилис для включения в него раздела по физическим лицам и малому и среднему бизнесу в лице индивидуальных предпринимателей, подготовленного нашей фракцией.
Мы обратились в Правительство с вопросами
1) О возможности отзыва из Сената проекта Закона «О банкротстве» для его доработки в соответствии с Посланием Президента в части разработки механизма банкротства института банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей
2) Либо о готовности правительства поддержать разрабатываемый в настоящее время партией «Ак жол» отдельный проект Закона «О банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Второй сегодняшний депутатский запрос партии «Ак жол» касался решения вопроса занятости инвалидов, о чём также говорилось в послании.
Кстати, 15 января мы направили в правительство «Запрос о запросах», где критиковали ответы правительства на наши депутатские запросы за бюрократизм и формальный подход. И как оказалось не напрасно критиковали. Потому что буквально на следующий день получили ещё один подобный ответ.
Напомню, что ещё 11 сентября прошлого года мы обратились в правительство с предложением о введении дифференцированных отраслевых ставок НДС для приоритетных отраслей экономики, по опыту стран Евросоюза и членов ВТО.
Поручения по введению благоприятного налогового режима для предприятий, занятых в области производства и новых технологий были даны Правительству Главой государства в «Стратегии развития Казахстана до 2050 года» уже больше года назад.
Депутаты «Ак жола» изучили международный опыт и нашли такую методику. Но правительство сначала сообщило нам, что этот вопрос требует изучения на рабочей группе, куда нас так и не пригласили. А на прошлой неделе официально ответили, что дифференцированные ставки вводить «нецелесообразно», указав единственную причину – «трудность администрирования».
Вообще-то мы считаем, что налоги должны быть удобными для бизнеса, а не для чиновников. Администрирование налогов – это работа налоговых органов. Получается, правительство отказалось поддерживать приоритетные отрасли и поручение Стратегии-2050 только чтобы налоговый комитет «не перетрудился»? Но ведь это их прямая обязанность!
Нас такой ответ не может устроить, мы будем настаивать на налоговой поддержке производственных и наукоёмких отраслей, как это и записано в Стратегии.
Вообще о том, как министерства выполняют поручения Главы государства, можно рассказывать бесконечно. Я приведу такой пример: в аналогичном послании 2008 года Президент Нурсултан Назарбаев поручал к 2014 году, то есть, к сегодняшнему дню – «обеспечить более 50 процентов внутреннего потребления лекарственных препаратов за счёт отечественного производства».
Во исполнение этого поручения, в 2010 году Правительством была утверждена Программа по развитию фармацевтической промышленности. Одним из основных инструментов данной программы является заключение долгосрочных договоров поставки лекарственных средств от отечественных производителей. Данная мера привлекла новых стратегических инвесторов на 4 крупных казахстанских предприятия.
Вместе с тем, по инициативе Министерства здравоохранения в это постановление 16 раз вносились поправки, которые постепенно выхолостили содержание программы и наделили ТОО «СК-Фармация» правом в одностороннем порядке расторгать или вносить изменения в уже заключенные долгосрочные договора.
По этому вопросу Парламентская фракция партии «Ак жол» дважды обращалась в Правительство с депутатскими запросами, в которых прямо указывалось на озабоченность защитой инвестиций в фармацевтической отрасли.
В марте поступил ответ Премьер-министра, в котором четко говорится, что инициированные Министерством здравоохранения изменения не имеют обратной силы. Но в апреле 2013 года начался судебный процесс с участием ТОО «СК-Фармация», о признании заключенных договоров с пятью фармацевтическими заводами недействительными.
Только 9 декабря 2013 года Апелляционная судебная коллегия г.Астаны признала законными долгосрочные договора по закупу отечественной продукции для поддержки инвестиций в отрасль.
В результате незаконного пересмотра условий инвестиционных контрактов, доля отечественных медикаментов и продукции в закупках единого дистрибьютора минздрава снизилась более чем на 30%. А общее потребление отечественных препаратов к 2014 г. составило лишь 37% вместо порученных президентом более 50%. Другими словами, этот пункт из Послания 2008 года оказался сорван. Думаю, что подобный анализ исполнения поручений, которые ставит Глава государства в ежегодных посланиях и Стратегии развития до 2050 года надо сделать регулярным и публичным.
И ещё один вопрос по списку, но не по значению – программа приватизации на 2014-2016 г.г. Это принципиальная и крайне важная задача. Во всем мире в результате финансового кризиса государство активно вошло в экономику. Произошло огосударствление бизнеса, что создало условия для громоздких структур, непрозрачности финансовых потоков, появления протекционизма при принятии решений и кадровых назначениях в государственном секторе экономики. Вокруг каждого министерства и акимата десятками создаются ТОО, АО, РГП, которые распоряжаются миллиардными суммами и выдавливают частный бизнес, при том, что их финансовая эффективность вызывает множество вопросов.
Поэтому нужно прекратить паразитирование этих структур и перевести их в конкурентную среду. Если они действительно эффективные и на своём месте – то пусть зарабатывают и дальше, но уже самостоятельно. Если они неэффективны – то достаточно быстро после отрыва от бюджетной подпитки они «оптимизируются».
В этой связи мы поддерживаем вчерашнее высказывание премьер-министра Серика Ахметова относительно разгосударствления «дочек» КТЖ, и ждём аналогичных предложений и по остальным корпоративным лидерам. Если помните, на октябрьском заседании правительства Глава государства подверг резкой критике представленные тогда планы по приватизации 4% госпредприятий. Поэтому и сегодня, для объективной картины, многие предприниматели хотели бы попросить кабмин: «Огласите весь список, пожалуйста!».
Очень важно при этом, чтобы процедуры приватизации таких предприятий были прозрачными, а не просто уходили «нужным людям».
Кроме того, отдавая должное изобретательности наших чиновников, партия «Ак жол» предлагает правительству объявить мораторий на создание новых предприятий министерствами и ведомствами до окончания программы приватизации.
Я не назвал даже половины тех тем, которые считаю крайне важными в данном Послании, иначе этот разговор затянется ещё на несколько часов. Наверное правильнее будет мне перейти к ответам на ваши вопросы.
Спасибо за внимание.