26
Января

Азат Перуашев: Дети гибнут не из-за отсутствия автокресел /Михаил Козачков/ - Время (Алматы)

 
Уже почти месяц продолжается острая дискуссия вокруг обязательной нормы о перевозке детей в машинах исключительно в автокреслах, или, если официально, в ДУУ (детское удерживающее устройство). Только ленивый не обозначил свою позицию по столь актуальному вопросу. Пока кипят эмоции и не слышно конструктивных мнений и предложений, многие соотечественники, для которых авто не роскошь, а сверхнужное средство передвижения, уже запутались - покупать специальные устройства или можно ездить так, лишь пристегнув ребенка ремнем. А, может, вообще сделать автокресло... своими руками? В интервью газете “Время” руководитель парламентской фракции партии “Ак жол” Азат ПЕРУАШЕВ объясняет, из-за чего возникла неразбериха с автокреслами и как можно выйти из этой ситуации с наименьшими потерями.
- “Забойщиком” автокресельной темы в парламенте выступила партия “Ак жол”, организовав на прошлой неделе запрос правительству, а на этой - проведя публичные слушания с участием блогеров и руководства МВД. Но от полученных объяснений полиции ситуация становится еще более туманной: закон вроде принят, но МВД, оказывается, может его и не выполнять; требования вроде единые, но, получается, на некоторые автомобили они не распространяются. Вы-то хоть сами как депутат и руководитель фракции разобрались, где собака зарыта с этими автокреслами?
- Разобрались, и от этого стало только грустнее. Исходя из ответов, данных представителями МВД на наших слушаниях, требования дорожной полиции об использовании детских автокресел в настоящий момент невыполнимы и даже... незаконны!
- Указано, что можно использовать не кресла, а всякие накладки на ремни, бустеры и т.д. Но при этом непонятно, как определяется их эффективность. Не получится ли так, что наши соотечественники будут покупать не то, что требуется, а то, что дешевле - лишь бы полиция не приставала?
- Об этом и речь. В Интернете уже появились предложения водителей считать автокреслами поставленные на сиденье авто детские санки, сложенные одеяла, подушки из поролона и т.д. А руководство дорожной полиции полагает, что определять, какое приспособление считать ДУУ, должны сами полицейские. Но такой подход создает большое поле для вымогательств, когда у проверяющих появляется возможность даже при наличии устройства не признавать его таковым.
Есть и второй момент. Сами устройства, создаваемые из произвольных конструкций и материалов, могут не защитить, а, напротив, создать угрозу ребенку. В прессе даже появились предупреждения экспертов: не использовать самоделы.
- Получается, с точки зрения дорожной полиции появилось новое требование: покупать и устанавливать устройства и автокресла. А что именно и какого качества - уже неважно...
- Требования безопасности к продукции устанавливаются не законами, а подзаконными актами в виде технических регламентов, за утверждение которых отвечают уполномоченный орган (в данном случае МВД) и комитет технического регулирования Министерства по инвестициям и развитию.
Технические регламенты должны находиться в открытом доступе для пользователей, чтобы никакой проверяющий не нес отсебятину и не выдумывал несуществующих требований. Однако на слушаниях в “Ак жоле” ни руководящие офицеры МВД, ни горячо поддержавшие их позицию эксперты не смогли назвать утвержденный или действующий в стране технический регламент к этим самым ДУУ и автокреслам. То есть дорожная полиция и комитет по техрегулированию до сих пор не разработали соответствующий техрегламент. А без этого остается открытым вопрос: что именно считается таким устройством и каким требованиям оно должно соответствовать? Зато они обильно ссылались на международные конвенции, которые в самой Европе вступят в силу только в 2017 году!
Вместо ясного ответа о технических требованиях к ДУУ сотрудники полиции и их эксперты твердили о гибели детей в ДТП и обвиняли автолюбителей в нежелании предотвратить такие несчастья.
Но, на мой взгляд, такие методы некорректны. Это уход от предметного разговора и подмена его эмоциями.
С самого начала депутаты “Ак жола” заявили о принципиальной поддержке данной нормы, в частности, для детей в возрасте до 6 лет. Однако водителям необходимо четко понимать, какие именно ДУУ и как они должны устанавливаться в автомобиле. В противном случае нагнетание ажиотажа приведет лишь к приобретению людьми сомнительных приспособ­лений, которые могут увеличить риски детей при ДТП.
- Сейчас в страну хлынули дешевые автокресла из Китая. Насколько они безопасны, из чего сделаны, проводились ли по ним какие-то испытания - никто этого не знает. Допустимы ли они к эксплуатации? Ведь получается, что достаточно поставить нечто яркое в салон автомобиля, написать на нем “baby” - и поехали!
- Это как раз результат того, что дорожная полиция понуждает казахстанских граждан массово закупать любые устройства, имеющиеся на рынке. Мы не знаем, хороший это товар или плохой. А в Китае не применяют европейские стандарты и регламенты, там действуют собственные правила. И, конечно, есть сомнения, насколько могут соответствовать казахстанским, а тем более европейским нормам китайские автокресла. И не исключено, что через год-два, когда регламенты все же будут приняты (а это должно быть сделано в любом случае), те же дорожные полицейские признают китайские ДУУ незаконными и потребуют заменить их. И начнется повторный ажиотаж.
- А что вы думаете по поводу заявления руководства МВД, что отсрочка требования по ДУУ приведет к росту детских жертв в ДТП?
- Это подмена понятий. ДТП происходят не из-за отсутствия автокресел, а из-за превышения водителями скорости, вождения в нетрезвом состоянии и т.д. По всем этим направлениям дорожная полиция усилила работу, по крайней мере - судя по статистике. Но при снижении количества и тяжести ДТП будет снижаться и детский травматизм в них, это же очевидно. Если, конечно, эта статистика честная. Если же рост гибели детей в ДТП произойдет, то прежде всего по недосмотру самой дорожной полиции, иногда сквозь пальцы наблюдающей за лихачами типа Усенова.
Всплеска жертв из-за отсрочки ДУУ не должно быть и потому, что никто не предлагает игнорировать такие обоснованные нормы ПДД, как обязательное использование ремней безопасности, запрет сажать детей на переднее сиденье и т.д. Мы говорим лишь о тех непроработанных требованиях, которые, как было сказано, и сами способны угрожать детям.
В этом споре напрашивается явная аналогия. Год назад депутаты “Ак жола” предложили отменить обязательный техосмотр новых автомобилей. И тогда дорожная полиция с таким же упорством убеждала всех, что это приведет к катастрофам и массе жертв. Точно так же были задействованы “независимые эксперты”, которые вместо предметного разговора стали обливать помоями депутатов, осмелившихся спорить с людьми в погонах. Но летом прошлого года глава государства потребовал прекратить обирать владельцев новых авто под видом техосмотра - и все споры закончились, никакого коллапса не произошло. Зато прекратились вымогательства и фальсификация справок.
Поэтому мы предлагаем не спекулировать на святой для каждого человека любви к детям, а обсуждать проблему по существу.
Но, к сожалению, конструктивного диалога пока не получается. Целый ряд наших конкретных вопросов остался без ответа, а те ответы, которые были получены, лишь еще более запутали ситуацию.
Например, когда депутаты “Ак жола” предложили убрать градацию удерживающих устройств по возрасту, оставив только вес ребенка, нам заявили, что в Европе применяется не только эта градация, но и дополнительная - по росту детей; и каждая из них содержит четыре категории. А на мой вопрос, сколько в таком случае нужно будет иметь таких устройств в каждом такси и какой будет цена вопроса для таксопарков и пассажиров, ответа не прозвучало.
Что ж, подсчитаем сами: четыре пассажирских места в такси, из них как минимум одно занимает взрослый, а вот на каждое из оставшихся трех надо иметь все четыре типа ДУУ - получается, по 12 ДУУ на каждый автомобиль в таксопарке. Если же сюда включить еще одну градацию - по росту, то их число составит уже не 12, а все 48 ДУУ на одну машину!
Без ответа остался и другой вопрос: какого размера будут эти устройства (поскольку нет требований ни к их конструкции, ни к материалам) и где все размещать в типичной малолитражке?
Блогеры из регионов посетовали, что автомобили старых марок не оснащены специальными креплениями, а кустарная установка устройств в такие авто только усиливает риск травматизма. На этот вопрос начальник управления комитета административной полиции МВД САДВАКАСОВ неожиданно ответил так: “Детские удерживающие устройства нужно использовать там, где это предусмотрено конструкцией транспортного средства. Если не предусмотрено (использование таких устройств), то требования к таким транспортным средствам предъявляться не будут”. При этом добавил: “В таких транспорт­ных средствах не следует перевозить детей”.
Но ссылка на “рекомендательный” характер такого устного ответа не должна обманывать водителей! Рискну предположить, что дорожная полиция возьмет на вооружение именно последнее замечание начальства: нельзя - значит нельзя. Либо можно, но... при определенных обстоятельствах. Догадайтесь, при каких именно.
Еще более обескураживающим оказался ответ начальника управления обеспечения дорожной безопасности МВД СУЛТАНБАЕВА на вопрос о физической невозможности установить 2-3 детских кресла на задних сиденьях в небольшом автомобиле. Г-н Султанбаев твердо заявил, что автокресла и не должны устанавливаться на задних сиденьях, а только на передних.
Руководитель дорожной полиции, видимо, даже не в курсе, что ведущие мировые автопроизводители в инструкциях по эксплуатации своих авто прямо запрещают устанавливать детские автокресла на передних сиденьях именно по соображениям безопасности! При всем уважении к нашему МВД я почему-то верю больше автоконцернам, несущим прямую ответственность за свою продукцию.
В результате из разъяснений руководства дорожной полиции следует, что:
а) на старых, советских авто ДУУ и автокресла не нужны;
б) на современных иномарках автокресла нужны, но там, где их предписывает устанавливать наш МВД, они опасны для вашего ребенка;
в) в целом эта норма обязательная, и за ее невыполнение будут наказывать.
К сожалению, я не могу назвать все это “разговором по существу”. Это, скорее, иллюстрация уровня компетентности дорожной полиции, за которую нам придется расплачиваться из собственного кармана.
- Но ведь претензии звучат и в адрес депутатов, в том числе от “Ак жола”: как, мол, они принимают такие законы, не поду­мав?
- Как раз депутаты “Ак жола” при обсуждении закона в рабочей группе предлагали ограничить применение этой нормы для детей в возрасте до 7 лет. Но большинство коллег поддержало именно правительственную редакцию.
Законотворчество - живой процесс. Ничто не должно мешать нам сегодня принимать более зрелые решения, чем вчера. Фракция “Ак жол” потому и направила нашумевший запрос правительству о необходимости изменить эту норму.
К сожалению, наше законодательство устроено так, что правительственные предложения принимаются быстрее, чем инициативы депутатов. Например, из разработанного “Ак жолом” с 2012 года доброго десятка законопроектов в работу парламента не принят ни один. Тем не менее нужно работать и менять ситуацию в существующих условиях.
Сегодня мы видим отрицательную реакцию МВД на наши предложения. И у них есть все возможности снова заблокировать здравые идеи. Вот над чем, мне кажется, надо работать, вот кого надо убеждать.
В любом случае депутаты от “Ак жола” подняли тему на официальный уровень и ясно обозначили свою позицию в этом споре.

Источник - Время (Алматы), № 12 (1946), 24.01.2015