1. В Казахстане опять разгорелся офшорный скандал: засветились квазигосударственные компании: 18 отечественных компаний удерживают $12,5 млрд. за рубежом. Елбасы призвал владельцев офшорных олигархов вернуть деньги в Казахстан. Если государство озадачилось оффшорным вопросом, значит оно имеет доступ к таким данным, и в идеале, может воздействовать на компании, для которых притягательны оффшоры? Однако пока неизвестно ни одного случая, чтобы попавшие деньги в офшоры возвращались в страну. Или есть какие-то рычаги?
- Рычаги безусловно есть. И дело не только в возврате денег с нынешних офшорных счетов, но и в том, чтобы предотвратить потоки туда в будущем. По нашему мнению, гораздо эффективнее изначально не давать прятать коррупционные капиталы за рубежом, не плодить новых Аблязовых и Храпуновых, чем потом годами гоняться за ними по всему миру, когда они обложатся армиями лоббистов и адвокатов.
Наша фракция неоднократно предлагала правительству внедрять такие превентивные механизмы. В частности, запретить предприятиям, размещающим свои средства в офшорах, пользоваться государственными мерами поддержки - налоговыми льготами, субсидиями, преференциями, участвовать в госзакупках и закупках квазигосударственного сектора. И если уж эти предприятия - например, банки - получают господдержку - то ставить условием возврат их активов в Казахстан. С тем, чтобы государство видело, как этой поддержкой уважаемые господа распоряжаются.
Да, в рамках рыночной экономики, каждый бизнесмен имеет право на свободное перемещение капитала. Но если ты претендуешь на государственную помощь - будь добр, покажи, что эти средства идут туда, куда предназначено, а не разбазариваются на твои личные прихоти.
Если же такое условие не устраивает - никаких проблем, развивайте свой бизнес самостоятельно, но тогда не просите ничего у государства. Ведь это честно.
Параллельно с этим надо обязать национальные компании и госпредприятия не держать деньги за рубежом, как и поручил Президент Назарбаев. Хотя бы потому, что их доходы должны работать в своей стране; а во-вторых потому, что опыт Кипра и Амстердама показал, что такие счета могут быть в любой момент арестованы без всяких пояснений. И это огромные риски как для государственных, так и для частных компаний.
Наконец, важным инструментом могла бы стать отмена банковской тайны в отношении офшорных счетов и участия в зарубежном бизнесе членов правительства и топ-менеджеров нацкомпаний. Это не только дисциплинировало бы их в распоряжении тем миллиардами, которые доверены им по долгу службы; но и могло бы защитить национальные интересы и самих чиновников от дискредитации и попыток шантажа.
Что касается возврата ранее выведенных коррупционерами средств - то и в этом отношении фискальные органы США и европейских стран уже добились от банков по всему миру раскрытия информации о бенифициарах счетов, периодически ими производится и репатриация финансов. Как недавно сообщило руководство Нацбюро по противодействию коррупции, Казахстану также удалось вернуть более 100 преступников. Но о возвращении украденных ими миллиардов пока речи не идёт. А это, на мой взгляд, главная задача.
Поэтому очевидно, что усилий только правоохранительных органов недостаточно. Нужны и регулятивные, и дипломатические, и парламентские механизмы по взаимодействию с международным сообществом в этом направлении. Наша фракция уже предлагала создать совместные группы по возврату незаконно выведенных средств с комиссией Европарламента, на встречах с Международным отделом ЦК Компартии КНР, а также на недавнем всемирном форуме лидеров политических партий в Пекине.
2. Вы несколько раз отправляли депутатские запросы о рассекречивании офшорных счетов наших чиновников. Есть ли какие-нибудь результаты? Могли бы вы поделиться данными и назвать имена высокопоставленных госчиновников- офшорных олигархов?
- На наши запросы такого рода ответ был один: данные защищены банковской тайной. Почему мы и ставим вопрос об её отмене для определённого круга должностных лиц.
С другой стороны, в век информатизации поле для всевозможных тайн будет неумолимо сужаться. Это показали уже и 'Панамское досье', и 'Райский список'. Прозвучавшие в них фамилии всем известны. Единственно, на что я хотел бы обратить внимание: не превращать де-офшоризацию в 'охоту на ведьм'. Повторюсь: любой человек волен распоряжаться законным имуществом по своему усмотрению. О том же говорили и авторы прошлогоднего 'Панамского досье', указав, что наличие в списках той или иной персоны ещё не означает незаконности её состояния. Важно доказать коррупционное происхождение таких денег.
И второй момент: действительные коррупционеры редко оформляют бумаги на себя любимых. Как правило, это делается на подставные лица. Поэтому иногда прямое указание фамилии самого бизнесмена в документах может означать как раз его непричастность к коррупционным схемам. Возможно, речь идёт о добросовестном бизнесе, использовавшем оффшоры в рамках оптимизации налогов и управления финансами.
Поэтому важно деофшоризацию вести не 'широкозахватным' методом, а исключительно в правовых рамках, пресекая коррупционные схемы, но уважая право частного бизнеса на свободное распоряжение капиталом.
3. Не получится ли так, что вернувшиеся на родину деньги из офшоров снова будут разворованы чиновниками?
- Это больше вопрос бюджетных процедур, включая госзакупки и закупки нацкомпаний. Вы знаете, что фракция 'Ак жол' постоянно требует от госорганов чистоты и прозрачности, выдвигает требования о защите интересов казахстанского содержания и отечественных производителей и т.п., с тем, чтобы деньги не уплывали из экономики, а обращались в нашей стране, создавали добавленную стоимость и рабочие места. Так, мы неоднократно предлагали разработать закон, регулирующий закупки в нацкомпаниях и госпредприятиях, буквально неделю назад вели острую дискуссию по законопроекту кодекса 'О недрах'.
В целом, думаю, что системное решение проблемы возможно в рамках подотчётности исполнительных органов парламенту и маслихатам, так как предусмотрено Планом нации.
И добавлю одно парадоксальное наблюдение: всем известно, что коррупция процветает не только в нашей стране. В Японии и Корее такие скандалы давно стали обыденным делом. Но это не мешает их экономикам успешно развиваться.
Причина в том, что тамошние коррупционеры, как это кощунственно ни звучит, проявляют известную степень патриотизма, что ли. Вкладывают деньги в своей стране, участвуют в местном фондовом рынке, производстве, строительстве, бизнесе в общем. И хотя с точки зрения закона они остаются преступниками, национальная экономика от такой коррупции в макроэкономическом плане не теряет ни объёмы, ни темпы развития.
Поэтому у деофшоризации есть не только анти-коррупционный, но и важный консолидирующий посыл: деньги, заработанные на наших ресурсах и труде наших граждан, должны продолжать служить Казахстану, реинвестироваться и приводить к росту экономики. Если учесть, что по оценкам международных экспертов, в офшорные зоны из Казахстана выведены более 138 млрд.долл, а по данным Нацбанка - более 100 млрд, т.е. в любом случае сумма, сопоставимая с ВВП страны - только представьте, какое влияние на благосостояние общества может сыграть возвращение даже какой-то части этих средств.
4. Кажегельдин недавно в одном из интервью предложил вам пошаговую инструкцию, как бороться с тайными счетами за рубежом олигархов. Воспользуетесь ли вы его советом? Как вы расцениваете его чрезмерную активность в интернете по возвращению оффшорных денег высокопоставленных чиновников?
- г-н Кажегельдин действительно хорошо информирован по этой части. В СМИ была информация, что бельгийской полицией были обнаружены оффшорные счета его супруги и миллионные сделки в Антилье, Голландии, Бельгии, Швейцарии. Причём эти сделки совершались в середине 90-х, когда многие отечественные бизнесмены ещё и не слышали про оффшоры, а сам Кажегельдин был премьером. В «Панамском досье» также была обнаружена компания в Новой Зеландии, принадлежащая его дочери. И самое главное – происхождение всех этих средств так и не было выяснено.
Поэтому он действительно в теме. Но воспользуюсь ли я этими советами – это другой вопрос. Видите ли, мне нередко случается советоваться с людьми, чьё мнение для меня важно и чей опыт вызывает у меня уважение. Это мои старшие коллеги, или просто люди, добившиеся больших результатов. Не обязательно большие руководители, иногда просто родители моих друзей, проработавшие всю жизнь учителями или на производстве. Их советами я действительно дорожу, но г-н Кажегельдин не входит в это число.
А его привычку навязывать «советы постороннего» тем, кто их не просил – отношу к людским слабостям. Обычно так поступают, если хотят казаться значительнее, чем есть на самом деле. Лично мне такие советы не интересны, я их даже не читаю.
С другой стороны, тема возврата средств настолько важна, что любые усилия и любое содействие не будут лишними. И работы тут хватит на всех, в том числе и на г-на Кажегельдина. Возможно, его участие даже окажется полезным, если он будет не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником этой работы. Но тогда вместо советов, как вернуть в Казахстан украденные у его народа деньги, - ему надо бы начать с себя.
И главный момент: требования по возврату средств вправе выдвигать только официальные органы или представители Республики Казахстан, к которым он очень давно не имеет отношения.