07
Октября

Минобразования и науки вновь стало мальчиком для битья депутатами «Ак жола»

7 октября 2015 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Мы вынуждены констатировать нарастающий кризис управления в системе образования – об этом заявил Азат Перуашев в ходе обсуждения законопроекта об образовании во втором чтении на пленарном заседании Мажилиса. В частности, он заявил о срыве Госпрограммы образования.
В начале обсуждения Нурлан Жазылбеков и Алмас Туртаев выразили ряд претензий по отдельным моментам системы образования.
Дискуссию попытался прекратить депутат Рауан Шаекин, предложивший одобрить проект закона без дальнейших споров, что вызвало возмущение зала.
Затем слово от имени фракции «Ак жол» попросил ее руководитель Азат Перуашев. «Мы многопартийный Парламент, давайте с уважением относиться к фракциям», – сказал он.
 «Нам сейчас предлагается идти на поводу у министерства и узаконить срыв госпрограммы образования. Переход на международную систему аккредитации должен был быть сделан в нынешнем году, теперь же предлагается перенести его на 2017–20 годы», – заявил Азат Перуашев.
Лидер «Ак жола» еще раз подчеркнул, что речь идет ни много ни мало - о демонстративном срыве Госпрограммы.
«А мы даже не ставим вопрос о том, кто ответственен за это. Мы понимаем, почему чиновники всеми силами стараются отстрочить данный переход. Как сообщали СМИ летом текущего года, по данным Агентства по борьбе с коррупцией, только по одной области при аттестации школ собирается около 300 миллионов тенге. Умножьте это на 16 и получите объем коррупционного потока только по средним школам. Недавний скандал – при распределении научных грантов более 51 миллиарда тенге члены комиссии просто разделили между своими организациями, а деньги были успешно списаны. В то же время отменяются бесплатные школьные обеды по всей стране, потому что в министерстве якобы не хватает денег», – обратился депутат к присутствующим.
Перуашев упомянул и низкое качество учебников ('...в них Камбар-батыр прячет по сундукам водку, а в перерыве между битвами курит сигареты'), и критику МОН со стороны бывшего вице-премьера Сапарбаева, озвучившего, что «каждый четвертый студент, обучавшийся по госгрантам, остался без работы, а потраченные деньги «вылетели в трубу».
«Думаю, никто не удивится, если наша фракция проголосует против данного законопроекта. Но, исходя из роли Парламента в системе государства, мы не можем себе позволить роскошь опускаться до уровня нерадивых чиновников. Для нас гораздо важнее труд коллег по рабочей группе и Комитета по социально-культурному развитию, которые провели большую работу и решили ряд накопившихся вопросов. Мы поддержим сейчас данный законопроект, предлагая при этом включить в план работы Мажилиса парламентские слушания вопрос о состоянии дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей Госпрограммы 2011–2020 годов», – заключил Азат Перуашев.
 
Приложение: полный текст выступления А.Перуашева в ходе обсуждения законопроекта об образовании во втором чтении
Уважаемый Кабиболла Кабенович, я всё-таки настаиваю не закрывать обсуждение, а дать мне слово для выступления. Тем более, что я озвучу позицию всей фракции. У нас многопартийный парламент, и каждая фракция имеет право быть услышанной.
Не нужно мне указывать, что можно говорить, а чего нельзя. Вы такой же депутат как и я, и позвольте мне наконец изложить свою позицию. Спасибо.
 
Уважаемые коллеги. Рассматриваемые нами сегодня законопроекты разработаны во исполнение пяти институциональных реформ Главы государства. Но среди этих реформ есть и подотчётность госорганов перед обществом. Прежде всего, это означает отчётность перед парламентом, так как парламент не только законодательный, но и высший представительный орган, представляющий интересы избирателей.
 
Поэтому прозвучавшая критика и поставленные нашими коллегами вопросы по этому законопроекту вполне правомерны.
Например, спор о переходе с аттестации на аккредитацию: в рассматриваемом законопроекте предлагается идти на поводу у министерства образования – узаконить срыв Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. Эта программа предусматривала переход с аттестации на международную систему аккредитации в нынешнем, 2015 году. А теперь предлагается этот переход отложить на 2017-2020 годы.
Подождите, но ведь речь идёт о демонстративном срыве Госпрограммы – а никто даже не хочет спросить об ответственных за это?
Мы понимаем, почему чиновники всеми силами стремятся отсрочить этот переход. Как сообщали СМИ летом текущего года, по данным агентства по борьбе с коррупцией, только по одной области (ЮКО) при аттестации школ собирается около 300 млн.тенге. Чтобы представить объёмы таких поборов в масштабе страны - просто умножьте 300 млн.тенге на 16 – это «цена» коррупции только по средним школам республики.
 
В системе образования один финансовый скандал следует за другим: так, недавно выяснилось, что при распределении научных грантов, более 51 млрд.тенге члены комиссии «разделили» между своими организациями. А деньги успешно списаны.
И в то же время отменяются бесплатные школьные обеды по всей стране, потому что в министерстве якобы не хватает денег. Да просто умерьте аппетиты своих чиновников – и деньги найдутся!
 
Нарастают провалы с качеством и содержанием учебников. Например, в хрестоматии казахской литературы Камбар-батыр теперь «прячет» по сундукам водку, а между битвами курит сигареты. И любой из нас приведёт массу других примеров несуразностей и ошибок в учебниках.
И такому невежеству обучают наших детей.
Да, наверно виноваты авторы этих книг. Но ведь утверждает их как учебники - само министерство.
На августовском совещании педагогов вице-премьер Б.Сапарбаев раскритиковал министерство образования и за просчёты в планировании и распределении грантов, когда каждый четвёртый выпускник, обучавшийся за счёт государства - остался без работы, а потраченные на них 4 млрд. «вылетели в трубу». Напомню, что фракция «Ак жол» направляла запрос об этом ещё в июне.
 
В ходе нашего с министром публичного спора о переходе к аккредитации, министр заявлял, что он должен «навести порядок» в частных вузах. Но порядка как не было, так и нет, хотя в руках у министерства и лицензирование, и пост-лицензионный контроль, и промежуточная оценка знаний, и квалификационные требования к частным вузам.
Более того, есть официальные данные о том, как за одни и те же недостатки министерство в одних случаях наказывает вузы очень жёстко, а в других – смотрит «сквозь пальцы». Такая предвзятость порождает понятные сомнения в заявлениях насчёт «наведения порядка».
 
Можно ещё многое сказать. В целом же мы вынуждены констатировать нарастающий кризис управления в системе образования.
В этом же ключе надо рассматривать и перенос сроков внедрения системы аккредитации в данном законопроекте. Напомню, что такое внедрение является обязательным условием Болонской конвенции, благодаря которой казахстанская молодёжь имеет доступ к лучшим зарубежным вузам и колледжам.
А сроки, которые мы сейчас переносим – были установлены государственной программой.
 
Поэтому думаю, никто не удивится, если наша фракция проголосует против данного законопроекта.
Но, исходя из роли парламента в системе государства и статуса парламентской фракции, мы можем позволить себе такую роскошь - не опускаться до уровня нерадивых чиновников.
Гораздо важнее труд наших коллег в Мажилисе. Я выражаю признательность руководству рабочей группы и Комитета по социально-культурному развитию, которые вопреки сопротивлению министерства провели большую работу и решили ряд накопившихся вопросов.
 
Халқымыз айтқандай, «Кен болсан – кем қалмайсын».
 
Мы решили поддержать законопроект «Об образовании», но при этом предлагаем руководству Мажилиса включить в план работы Палаты – парламентские слушания о состоянии дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей Государственной пограммы развития отрасли.
Спасибо.