11
Января

По светлому пути

Азат Перуашев: «Нам нужна демократия, но не ценой потери общественного

спокойствия, а путем политической модернизации»

- В стране подходит к концу предвыборная агитация. В прежнее время многие партии жаловались на то, что местные власти часто ставят препоны, мешают нормально агитировать электорат. Замечали ли вы или ваши соратни- ки подобное на нынешних выборах? Как эти выборы отличаются от выборов прошлых лет?

- Здесь нужно разделить вопрос на несколько составляющих. Если говорить о доступе к СМИ, то на мой взгляд, принципы равенства соблюдаются в достаточной мере, иногда даже с перебором. Например, нас заставили сокращать предвыборные телевизионные ролики из-за того, что они были на 10-15 секунд больше положенного времени. В целом, все СМИ – и телеканалы, и газеты, и радио – обеспечивают рав- ный доступ по времени и площади, но при этом некоторые печатные издания резко взвинтили цены. Конечно, не все партии могут себе позволить статьи стоимостью в миллионы тенге; но это уже вопрос не к СМИ, а к возможностям самих партий. В этом смысле очевидный прогресс в доступе партий к СМИ, на мой взгляд, налицо.

В то же время, нельзя не отметить сигналы о давлении на кандидатов в мас- лихаты под разными предлогами. Из ряда областей нам сообщают, что кандидатов от «Ак жола» отстраняют любыми способами: от уговоров до претензий к налоговым декларациям. Как правило, по регионам из 15-25 выдвинутых кандидатов осталось по 4-5, а в одной области из 30 кандидатов «Ак жола» были сняты 29 (!).

Буквально за неделю до дня выборов за «недостоверные данные в налоговых декларациях» были сняты с выборов ещё пять наших коллег из партийного списка кандидатов в Парламент. Правда, по аналогичным причинам потери понесли практи- чески все партии, из списка «Нур Отана» был исключён даже недавний заместитель председателя Мажилиса Владимир Бобров.

Но на наш взгляд, придирчивое отношение к кандидатам «Ак жола» слишком уж явное. По списку кандидатов в парламент из выдвинутых съездом «Ак жола» 79 человек, на этапе внесения налоговых деклараций (как знаете, выборы были объ- явлены досрочно) из-за недостатка времени и по другим причинам снялись 16 кан- дидатур, затем еще 3 наших коллеги, включая олимпийского чемпиона и известного писателя, были сняты Центризбиркомом по цензу оседлости. И вот ещё 5 отстра- нённых кандидатов – всего 24 (!) наших выдвиженца в парламент не дошли до дня голосования – таких потерь не понесла ни одна другая партия.

Аналогичная картина по выборам в маслихатам – из 264 официально выдви- нутых партией «Ак жол» кандидатов местные избиркомы под разными предлогами не допустили до выборов около 200 наших коллег. Назовите мне другую оппозиционную партию, которую бы «вычищали» с таким старанием?

По всем подобным фактам мы проводим тщательный анализ, обращаемся в избирательные комиссии, и, при наличии оснований - в судебные органы. Я лично устно неоднократно обращался к председателю ЦИКа Куандыку Турганкулову и его заместителям по ситуациям в разных регионах. По конфликтам, связанным с нало- говыми декларациями, пришлось спорить и с председателем Налогового комитета РК. Наша юридическая служба перегружена разбирательствами по подобным вопро-

выми к самым разным формам этой борьбы.

- Как вы на сегодняшний день оцениваете состояние так называемой ра- дикальной оппозиции? Почему они, на ваш взгляд, раз за разом терпят оглуши- тельные поражения?

- На мой взгляд, главная причина постоянных поражений радикальной оппози- ции – её хроническая неспособность к устойчивому объединению, несмотря на стара- ния сделать это под разными флагами.

Только в нынешней кампании уже из двух областных организаций ОСДП люди целыми группами обратились с заявлениями о переходе в «Ак жол». Несмотря на возмущенные заявления руководителей этой партии, я со всей ответственностью за- являю, что инициаторами этих шагов были сами бывшие члены ОСДП. Более того, президиум ДПК «Ак жол» принял решение из морально-этических соображений и принципов честной конкуренции, приостановить рассмотрение заявления бывшего председателя Алматинского филиала ОСДП.

Так что проблема здесь, скорее, не в «провокациях», а в неустойчивости элек- тората радикальной оппозиции.

Вторую важную причину указали сами «ушельцы» из ОСДП на своих пресс- конференциях: отсутствие организованной структуры этой партии на местах и недо- оценка региональной работы. Как правило, их областные филиалы состоят из пред- седателя и его приближённых, за рамки этого круга партийная работа не выходит. Если в таком огромном миллионном регионе, как Восточный Казахстан, в партийной организации ОСДП по данным СМИ состояло всего 85 человек (из которых около 30 теперь вышли), то вот вам и ответ на ваш вопрос о причинах поражений.

Третья, возможно, самая главная причина – политика самих радикалов. В нор- мальном обществе крайние устремления никогда не поддерживаются большинством населения. Это ненормально. Нормальному человеку не хочется переворотов и по- громов. Но все понимают, что радикализм содержит именно такие риски. И это пугает массового избирателя.

Нам, безусловно, нужна демократия и значительные перемены в политической системе, но не ценой потери общественного спокойствия и безопасности людей, а путём политической модернизации. Сопротивление этой модернизации есть, мы его видим на примере тех же препятствий нашим кандидатам. Но тогда тем более нужно нацеливаться на упорную и системную работу. Демократия – это процесс и процеду- ры, а вовсе не периодические «кавалерийские наскоки».

Ну и четвёртый фактор – персональное недоверие избирателей к некоторым лицам и их истинным целям. С точки зрения обывателя, в большинстве своём ны- нешние радикалы – это та же чиновничья «тусовка» и их приближённые, только ото- двинутая от непосредственной власти. Это только на публике они ходят врозь от своих братьев по классу. За пределами видеокамер они по-прежнему охотно обща- ются с нынешним бомондом, состоят в родственных и деловых связях, и ничем не выделяются в этом кругу.

Поэтому наблюдателю как-то трудно поверить, будто они всерьёз намерены биться за чьи-либо интересы, кроме своих собственных.

- Партия «Ак жол» многими воспринимается как фаворит в борьбе за вто- рое место. Как вы сами оцениваете шансы партии, исходя из собственных на- блюдений во время агитации?

- Мы видим, что поддержка «Ак жола» в ходе кампании нарастает. Это связано и с отмеченной выше консолидацией в нашей партии тех людей, которые разочаро- вались в политике радикальной оппозиции, и с укреплением собственных сторонни- ков партии. Интересный факт: из примерно 30 тысяч человек, вступивших в ДПК

«Ак жол» за последние полгода, более тысячи составляют прежние члены, в период раскола партии 2004-2005 г.г. уходившие в «Нагыз Ак жол». Один из них – Дмитрий Подковыров – в ноябре был избран председателем Северо-Казахстанского филиала. Происходит воссоединение партии, что меня не может не радовать.

Второй момент – то, что своими действиями против наших кандидатов в регио- нах местная власть только повысила поддержку ДПК среди здравомыслящих людей, большинство из которых любит свою страну, уважает Президента, но также видит и несправедливость, коррупцию, хамство чиновников на местах.

Так что думаю, нам вполне по силам набрать те 15-20%, которые показывают опросы населения.

- Но по «Хабару» один институт даёт вам лишь 7,5%?

- Вот видите, вы даже не помните названия этого института. Потому что это новая структура, а в любом профессиональном круге значение имеют, прежде всего, имя и репутация.

Вторая сторона медали – неизвестно, кто заказчик этого исследования и с кем аффилирован сам этот институт? Скажем, опросы по заказу ОСДП показывают кар- тину тотального доминирования этой партии, но это тем более явная «туфта». За- метьте – наиболее ярые критики власти используют те же методы, что и их оппонен- ты, я же говорю – одного поля ягоды.

В то же время известный всем независимый аналитический центр «Альтерна- тива» даёт прогноз по «Ак жолу» на уровне 15%, другой независимый эксперт – до 20%.

- «Ак жол» за несколько месяцев явно поднял свой рейтинг и приобрел много сторонников. Благодаря чему, на ваш взгляд, этого удалось добиться?

- Мы сделали упор на экономической политике, и это показывает избирателям, что мы знаем не только сами проблемы людей, но и как находить материальные ре- сурсы для их решения.

Кроме того, самой сильной стороной нашей партии является её партийный спи- сок: ни в одной другой партии, наряду с интеллигенцией, так не представлены моло- дые и успешные производственники, как в «Ак жоле». Самый молодой кандидат в парламент среди всех партий – 27-летний Еркебулан Ильясов, но это не типичный общественник, а состоявшийся инженер-энергетик, вице-президент крупнейшего в стране электротехнического завода – Кентауского трансформаторного завода.

70% нашего списка – 30-45-летние производственники: президент корпорации

«Хлопкопром» Ермек Абасов, президент ТОО «КазГранит» Азамат Абильдаев, пред- седатель совета директоров АО «ЭкибастузЭлектросеть» Ерлан Барлыбаев, гене- ральный директор СП «Серик» Серик Мергалиев, генеральный директор Таразской шерстяной фабрики Болат Момышев, президент АО «Меланж» Шолпан Джарасова, президент АО «Азия-Авто» Ержан Мандиев, и т.д.

Это люди, которые создавали и поднимали производство, знают экономику,

умеют брать на себя ответственность за решение вопросов. Даже по теленовостям видно, что на встречах с избирателями мы, в отличие от других партиях, сделали акцент не на поездках председателя партии, а на встречах разных кандидатов, не- сколько групп которых самостоятельно проводят работу по своим регионам.

Наш главный ресурс – честные люди, профессионалы своего дела.

- В последние несколько месяцев ваша партия постоянно проводит меро- приятия, которые направлены на реальное улучшение жизни казахстанцев. Бу- дет ли подобное продолжаться после выборов? Есть ли у «Ак жола» поствы- борная стратегия?

- Вообще-то «Ак жол», по крайней мере, при мне ни на день не прекращал ра- боты и до выборов, и продолжит её после. Наша пост-выборная стратегия – выпол- нение предвыборной программы, кроме того, в поездках мы получаем и обобщаем поручения и пожелания от избирателей.

Всех задач не перечислишь, могу только добавить, что главные принципы – жить по совести, и действовать, исходя из здравого смысла. Сегодня в нашей стране есть всё: и богатые ресурсы, и растущее производство, и умный, образованный на- род. Не хватает лишь честности и экономически просчитанных решений в политике. Этот проблем мы и намерены восполнить.

- Если ваша партия пройдет в Парламент, роль последнего в управлении государством усилится. А как вы думаете, готова ли страна к переходу к пре- зидентско-парламентской республике? Если нет, то при каких условиях и когда будет готова?

- Усиление роли Парламента назрело давно, именно понимание этого факта и толкнуло меня вернуться в политику летом прошлого года. Задачей такого усиления должно стать формирование реального баланса полномочий между законодатель- ной и исполнительной ветвями власти, уход от ущербного доминирования мини- стерств и ведомств в законотворческом процессе.

Несмотря на все наши порывы, и трезво оценивая ситуацию думаю, что на вы- равнивание статуса парламента, возвращение ему полных законодательных функ- ций от правительством уйдет от 5 до 10 лет. И то при условии напряженной работы и преодоления определённых настроений чиновников. Только после этого можно будет говорить о наделении парламента и иными полномочиями.

В этих условиях переход к президентско-парламентской республике выглядит, скорее, в качестве перспективы. Но эту перспективу нужно чётко обозначить, а воз- можно, и законодательно закрепить.

- Как вы считаете, насколько сегодня в Казахстан готов к тому, чтобы за- конодательно разрешить заниматься полноправной политической деятельно- стью этноориентированным партиям?

- Я противник политизации этнических или религиозных объединений. Такое противостояние способно расколоть наше общество, тогда как стране нужно един- ство и согласие граждан. Поверьте, это не красивые слова, а реальность, с недооцен- кой которой мы столкнулись в прошлом году.

Кроме того, насколько известно, Конституцией запрещено создание партий на этнической или религиозной основе. И я поддерживаю такую позицию.

- На опыт партийного строительства какой страны мог бы опираться ны- нешний Казахстан?

- Для меня самым убедительным является опыт партийной системы США. При всем многообразии партий (там партию может создать даже один человек, и поэтому числа таких партий никто даже не знает), практическая борьба всегда ведётся между двумя основными конкурентами. И это правильно.

Любая другая ситуация, когда на власть претендуют три и более партий, в реальности переводит конкуренции с борьбы за власть – в борьбу за второе место, что мы и наблюдаем у себя. Не случайно выше вы мне задавали вопрос не по по- воду победы, а по воду конкуренции за второе место. Но ведь реальные решения принимаются только правящей партией. В результате, при многопартийной системе конкуренция идёт не за решения, а за личный статус, если хотите. Это не совсем то, чего ожидают от нас избиратели: им нужны практические решения, а не наши с вами амбиции.

А конкуренцию за реальные решения способна обеспечить именно двухпартий- ная система. Только при ней рано или поздно происходит смена правящей партии, поэтому и наши оппоненты будут заинтересованы, чтобы в парламенте были не две, а как минимум три партии. Тогда они будут конкурировать не с правящей партией, а между собой, а реальные решения отойдут на второй план. Для «Ак жола» этот вари- ант, конечно, менее привлекателен, чем двухпартийность.

- Насколько долго наша страна может оставаться экономическим лиде- ром в регионе? От чего это будет зависеть? А если вычесть нефтяной фактор?

- В этом отношении наш основной конкурент – Узбекистан, обладающий боль- шими людскими ресурсами (при этом – исторически обладающими рыночными на- выками), развитым сельским хозяйством, золотодобывающей промышленностью, газом, электроэнергетикой, лёгкой и пищевой промышленностью, некоторыми секто- рами машиностроения и приборостроения (крупное авиастроительное объединение со времён СССР, автосборочный завод и т.д.), пресной воды (которая, по оценкам аналитиков, также становится важным экономическим ресурсом) и т.д.

Перспектива усиления конкуренции со стороны Узбекистана в будущем (в слу- чае изменения закрытой экономической политики его руководства), конечно, должна нами браться в расчёт.

В то же время с созданием Таможенного союза, ЕЭП и реализацией таких ги- пер-проектов, как Западная Европа-Западный Китай, выход нашей железной дороги к Персидском заливу и т.д. – создаются такие преимущества для казахстанской эконо- мики, которые просто недосягаемы ни для одной другой страны региона, по крайней мере, в обозримой перспективе.

Н.Назарбаев не случайно ставит задачу перед отечественной экономикой раз- виваться инновационным путём, не проедая, а диверсифицируя нефтяные доходы, конвертировав их, прежде всего, в человеческий капитал: образование, медицину, технологии. Мы должны не просто увеличивать население, но и обеспечить его ка- чество за счёт знаний, здоровья и условий жизни. На это направлены и программа индустриализации, и пропаганда спорта, и создание Назарбаев-университета, и ос- нование медицинского кластера.

Другое дело, что у нас есть вопросы по их реализации – скажем, по реаль-  ной стоимости индустриальных проектов и их выживаемости после торжественных пусков; по качеству медицинских услуг, по доступности спортсооружений и т.д.

В этом отношении партия «Ак жол» готова стать помощником Главе государ- ства, называя вещи своими именами и требуя неукоснительного служения госорганов своим избирателям.

- 16 декабря страну потрясли события в Жанаозене. Что необходимо пред- принять для того, чтобы подобная трагедия не повторилась?

  • В тот же день, когда стала поступать подтвержденная информация об этих событиях, в ночь с 16 на 17 декабря было созвано экстренное заседание Президиу- ма партии. Мы приняли заявление, в котором выразили соболезнования семьям по- гибших и пострадавших. Жанаозен – это часть нашей земли, погибли и пострадали наши граждане, и поэтому это наша общая трагедия, боль которой разделяют все казахстанцы.

Мы призвали госорганы восстановить законность, обеспечить защиту жизни и здоровья наших граждан, их гражданских прав и свобод.

Партия «Ак жол» также призвала провести полное, объективное и прозрачное для общества расследование трагедии, выявить его истинных виновников, включая как действия возможных организаторов, так и действия правоохранительных орга- нов.

Кроме того, мы заявили о необходимости срочного решения социальных пред- посылок подобных конфликтов, включая сокращение разрыва в доходах между бога- тыми и бедными, решения вопросов безработицы, социальной справедливости, до- ступного жилья, создания жизненных перспектив для молодежи.

Несколько позже мы официально обратились с предложением, в целях про- зрачности для общества и объективного рассмотрения проблем, включить в прави- тельственную комиссию по г.Жанаозен представителей партии «Ак жол».

Мы также приветствуем решение Президента страны, наложившего вето на запрет проведения выборов в этом городе, поскольку участие в выборах является неотъемлемой часть прав и свобод наших граждан, о необходимости соблюдения ко- торых даже в условиях восстановления законности ДПК «Ак жол» заявила в своём обращении 17 декабря.

Я также хотел бы отметить большой общественный резонанс внезапной поезд- ки Н.Назарбаев в Жанаозен, его встреч с жителями и принятых кадровых решений. Этим поступком Глава государства показал всем соотечественникам, что он не на словах, а на деле является гарантом Конституции и гораздо ближе к народу, чем иные начальники на местах.

Думаю, что точку в Жанаозенском вопросе ставить рано, это, скорее, урок для всех нас, что главное в этой жизни – это спокойствие в наших городах и сёлах, и без- опасность наших близких. Жанаозен должен стать фактором, объединяющим нацию, всех здравомыслящих людей для решения самых сложных и злободневных проблем.

Беседовал Сакен Караев