Уважаемый Президиум!
Уважаемые участники парламентских слушаний!
В период проведения заседаний временной комиссии по подготовке к Парламентским слушаниям, нами были организованы встречи с представителями уполномоченных государственных органов, национальных компаний, отраслевых ассоциаций, для изучения проблем в сфере подготовки кадров для отраслей экономики Казахстана. По результатам данных встреч мы пришли к выводу, что основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий уровень подготовленности выпускников учебных заведений.
Что же повлияло на низкий уровень образования в Республике Казахстан? Однозначно - это просчеты, допущенные в период становления образовательной системы в независимом Казахстане. С обретением независимости, коммерциализация прочно вошла в систему образования.
Среди населения страны совершенно справедливо сложился твердый стереотип, согласно которому, высшее образование нужно было получить обязательно, любой ценой, и в любом ВУЗе. Спрос на высшее образование подстегнул рынок образования к открытию множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью по всей стране, но со слабой технической оснащенностью и неквалифицированным профессорско-преподавательским составом.
Количество студентов поступающих на учебу было примерно одинаково к числу выпускников ВУЗов. При этом никто абсолютно не задумывался о потребности рынка и дальнейшем трудоустройстве выпускников.
ВУЗы первостепенной задачей ставили получение прибыли и, как следствие снижали свои требования к знаниям студентов. Все это привело к увеличению числа выпускаемых молодых дипломированных специалистов с низкой профессиональной подготовкой.
Поэтому на рынке труда существует огромное количество соискателей с дипломами бухгалтеров. В реальности для работодателя более ценен человек, который закончил краткосрочные курсы 1С Бухгалтерии и проработал помощником бухгалтера несколько месяцев, нежели новоиспеченный выпускник ВУЗа, который 4 года учился по специальности бухучет и аудит. Таких примеров, к сожалению не мало.
Выпускники, имеющие дипломы ВУЗов, но не имеющие опыта работы и не нашедшие работу по своей специальности вынуждены переходить на нишу, которую до этого традиционно занимали выпускники СУЗов, тем самым еще больше снижая статус высшего образования. Стало привычным, делом, когда работодатели, привлекая соискателей на должности низшего и среднего звена, необоснованно требуют наличие высшего образования. Это означает, что если у соискателя не будет высшего образования, его шансы на трудоустройство даже на среднее и низшее звено резко снижаются.
Министерством образования и науки проводится работа по данному направлению с целью исправления сложившейся ситуации. В настоящее время снизилось число ВУЗов и их филиалов, ужесточились требования к средним и высшим учебным заведениям при прохождении плановой аккредитации, а также целый ряд реформ коснулся самого процесса обучения, взаимоотношений преподавателей со студентами, форм проверок знаний студентов, и требований к преподавателям. Несмотря на все это, Казахстан так и не получил конечного результата в виде хорошо подготовленных кадров, которые бы удовлетворяли внутренним потребностям рынка труда, как с позиции количества, так и качества.
И главной причиной такого негативного результата является то, что одни и те же лица отвечают за качественное усвоение учебной программы и одновременно за контроль качества. И это проявляется с самых низов, когда в вузах проводиться комплексная проверка, при которой каждый преподаватель пытается помочь своей группе успешно пройти экзамен. Имеются случаи, когда преподаватель заранее знакомит студентов с будущим тестом в целях улучшения рейтинга. В свою очередь руководство вуза не препятствует преподавателям в оказании помощи студентам, так как оно заинтересовано в том, чтобы вуз в целом успешно прошел экзамен (всем очень важно, какое место займёт вуз в последующем рейтинге Министерства образования и науки, на основании результатов тестирования). В свою очередь, Министерство образования и науки, которое отвечает за работу всех вузов в целом, также не признавая неудовлетворительной свою работу, стремится демонстрировать успешность своей деятельности.
В первую очередь необходимо посмотреть на проблему более масштабно и найти комплексное решение. Необходимо четко определить приоритеты в интересах участников рынка труда.
Необходимо понять, что в данном аспекте интересы государства и работодателей совпадают и им нужно, чтобы соискатели не имели формальных дипломов, а имели реальные прикладные знания. В этой связи на рынке труда требуется орган, который будет связующим звеном между интересами всех участников рынка труда, и в первую очередь будет представлять интересы работодателей.
Вариантов работы данного органа достаточно, все зависит от независимости и полномочий, которые будут в его распоряжении. Одним из направлений его работы, могло бы быть проведение независимой и объективной проверки знаний соискателей, с последующей выдачей сертификатов подтверждающих их реальный уровень. Таким органом могла бы выступить Национальная палата предпринимателей. Благодаря этому, у студента появится стимул получить хорошие знания, и в дальнейшем он сможет документально доказать работодателю что он является перспективным соискателем.
Проверка знаний соискателей ни в коем случае не должна быть обязательной, а должна проводиться только на добровольных началах, так как обязательная форма неизбежно приведет к негативным результатам. Главной задачей данной проверки должно быть предоставление соискателю с реальными хорошими знаниями возможности документального доказательства наличия хороших знаний.
Показательным является пример с тестовыми центрами IELTS, данные центры проводят тестирование по всему миру на предмет определения уровня знаний английского языка. При этом данный центр гарантирует и обеспечивает полную объективность проверки знаний тестируемых. И если какой-нибудь иностранный вуз или работодатель хочет быть уверен, что вы знаете английский язык, он просит вас пройти тест в данном центре и в случае если вы успешно прошли, тест, работодатель будет уверен, что вы реально знаете английский язык и не важно где вы заканчивали вуз в Казахстане, Италии или в Узбекистане.
Это только один из примеров работы данного органа главное чтобы орган был совершенно независим от всех участников рынка, в случае, когда может возникнуть конфликт интересов.
Сегодня нужно отдать должное тому, что международная стипендия «Болашак» вносит существенный вклад в развитие человеческого капитала страны.
Преимущества данной программы являются хорошим основанием для инвестиций государства в развитие человеческого капитала. Требуется дальнейшее исследование для понимания преимуществ и расходов различных конфигураций программы в свете потребностей системы высшего образования и экономики страны. Например, несмотря на то, что отмена стипендии «Болашак» по программе бакалавриат за рубежом привела к сокращению прямых расходов, чистая выгода этих изменений для отдельных лиц и общества еще неясна. Администраторы программы всякий раз приводят разумные объяснения, выпускники обучающиеся за рубежом в престижных вузах за собственные средства, считают что они вынуждены оставаться за рубежом после окончания вузов т.к. предложения от работодателей к ним не поступают, а профильное министерство и другие заинтересованные государственные органы не проводят работу по трудоустройству казахстанских студентов. Согласно информации представленной МИД РК за последние три года за рубежом обучаются 12 510 студентов. По этому вопросу нами подготовлены некоторые рекомендации для Министерства образования. Сегодня Казахстану требуется большее количество магистрантов и докторантов по техническим специальностям, особое внимание необходимо уделить клинической ординатуре. Полагаю что дополнительное обучение стипендиатов «Болашак» по программе бакалавриат по самым необходимым специальностям также улучшило бы возможность в инновационном развитии.
Уважаемые участники парламентских слушаний, в заключение хочу сказать, что сегодняшняя встреча не должно остаться очередным формальным мероприятием. Все мы должны понимать, что только образованный народ имеет путь к успеху и развитию. Все рекомендации и предложения надеюсь будут изучены МОН, МИНТ и другими гос. органами для дальнейшей совместной работы.
Спасибо за внимание