18
Август

Демпартия «Ак жол» считает незаконным требование Минздрава о получении разрешений на возобновление деятельности бизнеса - депутаты обратились в Правительство

19 августа 2020 года, пресс-служба Демократической партии «Ак жол»

Демпартия «Ак жол» считает незаконным требование Минздрава о получении разрешений на возобновление деятельности бизнеса – такое письмо Правительству направил руководитель фракции Азат Перуашев.

Как сообщается, в ходе поездок в регионы к депутатам Мажилиса Парламента РК-членам фракции Демократической партии «Ак жол» обращаются предприниматели с обоснованной критикой по поводу обязательности получения разрешения на возобновление работы после карантина, через сайт Infokazakhstan.kz. Более того, со стороны Министерства здравоохранения прозвучало утверждение, что дальнейшая деятельность бизнеса без регистрации на этом сайте якобы является «незаконной». 

Таким образом, создается новый вид разрешения для осуществления предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации и постановки на налоговый учёт.

Вместе с тем, согласно статье 106 Предпринимательского кодекса, государственное регулирование в сфере разрешений заключается во введении разрешительного или уведомительного порядка предпринимательской деятельности только в соответствии с Кодексом и Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». 

При этом, в Законе «О разрешениях и уведомлениях» предусмотрены исчерпывающие перечни разрешений и уведомлений. Так, п.120 приложения 2 к данному Закону предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям, где данный вид заключения указан как бессрочный.

С этой точки зрения, после прекращения карантина любой предприниматель может возобновить свою работу без дополнительных разрешений.

То есть, предприниматель, который до введения режима ЧС и карантина имел заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, не обязан получать новое разрешение, тем более, не предусмотренное Предпринимательским кодексом и Законом «О разрешениях и уведомлениях». 

По иерархии законодательных/нормативных актов, приказы министра здравоохранения и даже постановления Правительства не могут доминировать над требованиями Закона, и тем более – Кодекса, не могут отменять их или вводить новые, не предусмотренные в Кодексе и Законах требования.

 Такие меры и ограничения могли вводиться в условиях Чрезвычайной ситуации, но режим ЧС закончился в мае месяце т.г., а, следовательно, подобные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности являются нарушением законных прав предпринимателей.

Статьей 14 Предпринимательского кодекса предусмотрена презумпция добросовестности бизнеса, т.е. предприниматель считается добросовестным, пока его нарушения не установлены и не доказаны. 

Только выявленное и доказанное нарушение в санитарно-эпидемиологической сфере конкретным субъектом предпринимательства может служить основанием ограничительных мер, и то лишь в отношении данного субъекта бизнеса. 

Но введение разрешения на возобновление деятельности нарушает этот принцип, и напротив, предполагает, что пока предприниматель не доказал свою добросовестность – он считается нарушителем.

Кроме того, депутаты высказали сомнения по методам работы мониторинговых групп акиматов. Такие группы состоят из представителей различных местных госорганов и общественных активистов, однако их правовой статус не регламентирован тем же Предпринимательским кодексом или Законами. Если на время действия ЧС ограничение прав и свобод допустимо, то после снятия режима ЧС полномочия и само создание мониторинговых групп также подлежат изучению на соответствие Закону.

К тому же работа этих групп зачастую сводится лишь к карательным мерам, неизменно сопровождается огромными штрафами и нарушает порядок проведения проверок, установленный Предпринимательским кодексом. 

Так, проверки проводятся без предупреждения, графика СУР и предварительного уведомления об их назначении. Штрафы выписываются по статьям 425 (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов) и 462 (Воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований) КоАП РК. 

Но ни одна из этих статей не входит в компетенцию ни представителей акимата, ни представителей полиции, ни общественных активистов, включенных в состав мониторинговых групп

Поэтому деятельность этих групп требует законодательного регламентирования, либо ликвидации, т.к. без легитимизации в Кодексе их деятельность является незаконной. В случае же регламентации, настоятельно необходимо прописать основания и порядок проведения подобных проверок, а также права и меры защиты прав предпринимателей от возможных злоупотреблений.

Азат Перуашев также напомнил об Указе Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан», который никто не отменял.

Учитывая изложенное, депутаты демократической партии «Ак жол» призвали Правительство установить баланс применения противоэпидемиологических мер с основными правами предпринимателей, закрепленными законодательством РК.