26
Май

26.05.2022

«Ак жол» требует декриминализовать ответственность за таможенные нарушения по товарам народного потребления и предусмотреть за них финансовые наказания


Генеральному прокурору РК 

Казахстан развивается в рамках единой таможенной территории ЕАЭС. Одним из условий эффективного функционирования в этом пространстве является унификация законодательства стран в соответствующей отрасли.

Для соблюдения данного условия, 5 июля 2010 года между Казахстаном, Россией и Беларусью подписан Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства, согласно которому каждая сторона обязалась вносить изменения в свое законодательство, предусматривающие уголовную и административную ответственность за нарушения законодательства как таможенного союза, так и каждой из сторон, а также привести к единообразному определению противоправность таких деяний.

По Конституции Казахстана, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.

Данный договор был ратифицирован 8 декабря 2011 года.

В настоящее время из Уголовного кодекса РФ исключена статья 188 (Экономическая контрабанда) и Постановлением Конституционного Суда РФ (от 13.07.2010 №15-П) признана неконституционной. Исключение составила лишь контрабанда алкогольной, табачной продукции, наркотиков, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, оружия массового поражения.

Во многих странах Европы, товарную контрабанду рассматривают не как уголовное преступление, а как финансовое правонарушение в целях уклонения от уплаты налогов и таможенных сборов. Так, в законодательстве Германии, Франции, Швеции за подобные правонарушения применяются не уголовные, а финансовые наказания с конфискацией незаконно ввезенного товара и штрафом от его оценочной стоимости.

Партия «Ак жол» всегда была приверженцем реализации европейского подхода в правовой оценке экономической контрабанды. В своих многочисленных запросах мы выступали за перевод ответственности предпринимателей в финансовую плоскость.

Уголовное наказание должно сохраняться за контрабанду запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

В то же время, ужесточение штрафов по остальным видам нарушений до 2–3-кратной стоимости контрабандного товара было бы более выгодным шагом для государства, чем содержать и кормить очередного заключенного.

Представители таможенных органов не раз отмечали, что до суда доходят только 5% уголовных дел, возбужденных по этой статье, при том, что сами товары никакой опасности не представляют, а нарушение носит исключительно фискальный характер.

Предприниматели жалуются, что согласно действующему законодательству, должностные лица и эксперты при оценке товаров и выявлении признаков контрабанды, позволяют интерпретировать его стоимость таким образом, что оно подпадает как под действие адмкодекса, так и уголовного. Это создает почву для коррупционных правонарушений.

Они также отмечают, что у получателя товара, в случае непреднамеренной ошибки при декларировании (неточности в наименовании, количестве, весе), в том числе по вине зарубежных поставщиков, сразу может наступить уголовная ответственность. К уголовной ответственности могут быть привлечены все лица, имевшие отношение к оформлению груза (таможенники, брокеры, представители получателей-участников таможенного союза), и быть признаны организованным преступным сообществом.

Такая ситуация является сдерживающим фактором в развитии бизнеса.

На основании изложенного, фракция «Ак жол» требует:

1) Указать причины невыполнения международных обязательств, взятых в рамках ратифицированного Парламентом Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства;

2) Декриминализовать преступления в части, касающейся товаров народного потребления по статье 234 Уголовного кодекса РК;

3) Ввести нормы, позволяющие в случае выявления нарушения таможенного законодательства по ТНП, привлекать виновное лицо к финансовой ответственности в доход государства, по примеру развитых странах.

 

С уважением,

Депутаты фракции «Ак жол»


Ответ: