Заместителю
Премьер-Министра РК
Кошербаеву Е. Б.
В адрес депутатской фракции Демократической партии Казахстана «Ак жол» поступают многочисленные и систематические обращения от представителей частных медицинских организаций, участвующих в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
Суть обращений сводится к очевидному факту: в нынешней конфигурации система ОСМС демонстрирует явную дискриминацию в отношении частных поставщиков медицинских услуг. Создается впечатление, что органы управления системой здравоохранения игнорируют конституционные принципы равенства форм собственности и справедливой конкуренции.
Согласно информации, полученной из регионов, складывается следующая картина:
1. Системное неравенство в финансировании. Частные медицинские организации, несмотря на действующие договоры с Фондом социального медицинского страхования (ФСМС), получают существенно меньшие объемы финансирования по сравнению с государственными учреждениями. Это при том, что уровень качества и объем оказываемых ими услуг в ряде случаев превышают показатели государственных организаций. Такое положение вещей не может объясняться иными причинами, кроме как институциональной предвзятостью.
2. Избирательность и предвзятость в применении санкций. В аналогичных случаях нарушений к частным поставщикам применяются максимально жесткие санкции — от штрафов до приостановления выплат, тогда как к государственным организациям — исключительно мягкие или символические меры. Подобная практика не просто нарушает принципы справедливости, но и подрывает доверие ко всей системе государственного медицинского страхования.
3. Закрытость и отсутствие прозрачных правил. До сих пор не разработаны четкие, понятные и открытые критерии распределения объемов медицинских услуг и установления тарифов. Это дает почву для субъективных решений, создаёт условия для злоупотреблений и искажает конкурентную среду.
Указанные выше факты, на наш взгляд, являются откровенно дискриминационными и грубо нарушают:
- статью 6 Конституции Республики Казахстан, гарантирующую равную защиту государственной и частной собственности;
- статью 26 Конституции, запрещающую недобросовестную конкуренцию.
Следует подчеркнуть, что в текущей ситуации государственные медицинские учреждения получают прямое бюджетное финансирование на капитальные затраты — строительство, ремонт, оборудование. Частный же сектор таких преференций лишён и вынужден обеспечивать развитие исключительно за счёт собственных средств. При этом тарифы ФСМС не включают инвестиционные составляющие.
Таким образом, частные медицинские организации оказываются в заведомо неравных и несправедливых условиях, что в конечном итоге отразится в первую очередь на жизни и здоровье населения.
Хотим напомнить, что частные медицинские организации сегодня составляют более 60% поставщиков по государственному заказу и обеспечивают до 25% объема медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС. Их уход создаст угрозу социальной стабильности в сфере здравоохранения, на которую государственная система не готова оперативно отреагировать.
В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует:
1. Предоставить официальную информацию о механизмах и критериях распределения средств ОСМС между государственными и частными медицинскими организациями за последние три года.
2. Представить детализированную статистику по всем применённым санкциям за нарушения условий договоров с ФСМС — с разбивкой по формам собственности.
3. Обнародовать конкретные шаги, которые предпринимает Правительство по обеспечению равных условий участия в системе ОСМС для всех поставщиков, независимо от формы собственности.
4. Сообщить о выявленных фактах административного давления либо возможных конфликтах интересов со стороны уполномоченных и контролирующих органов в отношении частных медицинских организаций.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Е.Бейсенбаев
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
Е.Барлыбаев
С.Ерубаев