20
Апрель

20.04.2023

Цифровая маркировка - очередная олигополия на шее потребителей, бизнеса и государства

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Жумангарину С. М.

С 1 апреля текущего года вступил в силу запрет на продажу обуви без цифровой маркировки. Данное решение вызвало возмущение предпринимателей данной сферы.

10 апреля, Демпартия «Ак жол» провела круглый стол по указанной теме, с участием государственных органов, единого оператора цифровой маркировки и производителей обувной продукции и торговых предприятий.

В ходе обсуждения госорганы не смогли дать вразумительного ответа на поставленные предпринимателями вопросы, в том числе о целесообразности этой меры.

Цифровая маркировка не способствует сокращению теневого рынка, не служит подтверждением происхождения или качества товара, зато стала источником огромных доходов для частной компании в лице оператора маркировки и АО «Казахтелеком».

Кроме того, введение маркировки влечет повышение цен на обувь как минимум до 20 процентов.

Напоминаем, в 2018 г. фракция «Ак жол» мотивированно выступила против ратификации Соглашения ЕАЭС о введении обязательной маркировки товаров.

Ни один из приведённых тогда нами аргументов так и не был опровергнут за эти годы.

В ходе круглого стола, оператор признал удручающие результаты введения маркировки. В частности, из выпущенных 30 миллионов марок для складских запасов, были использованы лишь 650 тысяч или 2,2 процента.

При этом, если Единый оператор заявляет о стоимости марки в 3 тенге на единицу товара, тогда как предприниматели заявляют о реальной стоимости расходов маркировки от 550 до 3 тысяч тенге на каждую единицу товара. Для недорогой обуви это составляет удорожание на 20-30%, то есть ухудшает положение именно малообеспеченных покупателей.

Причем не только продавцы, но и производители обуви сетуют на удорожание продукции на 28 процентов.

Накладные расходы на маркировку также достигают значительных сумм: например, у ТОО «BTS PYTHON SHOES» на это уходит около 700 тысяч тенге в месяц.

Для крупного бизнеса это небольшая сумма, но для малых магазинов она больше их чистого дохода. Те самым, маркировка «зачищает» малый бизнес в интересах крупных компаний.

Помимо финансовых расходов, имеют место технические сложности.

Так, на заполнение формы на одну пару обуви, в среднем уходит 20-30 минут. А при отправке этих форм, в 40% случаев происходит их отклонение системой, что требует повторного заполнения данных.

Кроме того, маркировка дублирует уже существующие формы отчетности, таких как ЭСФ (электронные счета-фактуры) и сертификатов подтверждения. Но если в сертификате качество товара и материалов подтверждается на основании лабораторных исследований, то у цифровой маркировки нет никакой доказательной базы.

Как известно, инициатором введения и разработчиком цифровой маркировки была российская сторона, под предлогом борьбы с нелегальной продукцией.

Но на сегодня в самой РФ введение маркировки привело к удорожанию товаров в среднем на 20%. При этом, сами марки в открытую продаются на рынках, к тому же Россия разрешила так называемый «параллельный импорт», т.е. ввоз той самой нелегальной продукции, против которой и вводилась маркировка.

А у нас ввели маркировку на обувь, но не стали вводить на алкоголь, хотя именно там самая высокая доля теневого рынка. Как известно, в старом Казахстане рынок алкоголя курировал Болат Назарбаев, может поэтому их не трогают, а обложили поборами рядовых граждан?

Наконец, главный вопрос: любые обязательные платежи, которые вводит государство, по своей экономической природе являются налогами и должны поступать в бюджет. Но в случае с маркировкой все платежи идут в частную компанию, которая стала ещё одной олигополией, типа РОП (утильсбор) или ЦТС (тарифы за подъездные пути).

Кроме того, в руках частной компании скапливается огромная информация по всем потребителям, производителям и продавцам, их предпочтениях, ценовых сегментах и других параметрах.

Тем самым, у «Казахтелекома» формируется база данных, которая позволит монополизировать рынок интернет-торговли и задушить конкуренцию на других маркет-плейсах.

В этой связи фракция ДПК «Ак жол» требует отменить обязательную маркировку товаров, как неэффективную и даже вредную меру, которая была навязана Казахстану в рамках ЕАЭС.

С уважением, 

депутаты фракции «Ак жол»