14
Июнь

14.06.2023

«Машиностроение - это не только автомобили»: На фоне коммунальных катастроф, необходима организация энергетического машиностроения

Премьер-Министру РК 

А.Смаилову

Целая серия крупных аварий и коммунальных катастроф в разных регионах страны за прошедший отопительный сезон (Петропавловск, Экибастуз, Риддер, Рудный) показала абсолютную изношенность энергосистемы, доходящую в некоторых случаях до 95% как в тепло- так и в электро-энергетике.

В этой связи Глава государства поручил провести обновление энергопроизводящих и энергопередающих объектов, в том числе в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».

И уже в ближайшие месяцы энергетические компании начнут получать в совокупности сотни миллиардов тенге дополнительных доходов, которые они должны направить их на модернизацию старого и приобретение нового оборудования.

Между тем, исторически основным производителем и поставщиком энергетического оборудования в Казахстан (турбин, генераторов, котловых агрегатов, насосов и др.) всегда выступала Украина, которая сегодня подверглась нападению и разрушениям.

Альтернативные поставщики – российские предприятия, также в нынешних условиях объективно не смогут гарантировать своевременность и объёмы выполнения заказов.

Все другие варианты (закуп оборудования в Европе, Корее и т.д.) намного дороже и не всегда технологически совместимы с нашими объектами.

В этой связи, Демпартия «Ак жол» предлагает Правительству срочно принять меры по организации собственного производства энергетического оборудования под вышеуказанные задачи обновления и модернизации энергосистемы.

К огромному сожалению, данная подотрасль машиностроения оказалась в «пасынках» у Мининдустрии.

Между тем, потребность в энергетическом оборудовании, как выясняется, просто огромная. Более того – государство даёт возможность энергетическим компаниям собрать и направить на эти цели гигантские средства - только в рамках инвесттарифа речь идёт о более 400 млрд.тг.

Текущая ситуация создала все предпосылки для того, чтобы эти средства осваивались в Казахстане, чему способствует и потенциал релокации предприятий и кадров из тех же России и Украины, и создание платежеспособного спроса, и наличие прежних машиностроительных заводов, на базе которых возможна организация новых производств и освоение новой продукции и технологий.

Получив нужный импульс, данная отрасли смогла бы и в дальнейшем обеспечивать текущее обновление и обслуживание энергосистемы, а также освоить внешние рынки сбыта, начиная с центрально-азиатского региона.

Но пока это всё лишь открывшиеся возможности, тогда как со стороны отраслевых госорганов не наблюдается ни нужной инициативы в поиске соответствующих релокантов или других партнёров, ни в мерах поддержки отечественных производителей отрасли, ни в банальной заинтересованности в таком развитии.

Ввиду многолетнего отсутствия поддержки со стороны государства, в стране практически нет предприятий, которые могли бы производить жизненно важное промышленное энергетическое оборудование, а существующие заводы ограничиваются лишь несложными разовыми заказами и ремонтной базой.  

Между тем, в рамках закона «О промышленной политике» существуют эффективные механизмы по привлечению и созданию машиностроительного производства – такие, как Соглашение о промышленной сборке. Данный инструмент предусматривает требования по локализации, прозрачному ценообразованию, под него заложены многомиллиардные суммы из бюджета.

Однако почему-то данный формат успешно применяется только к сборке автомобилей и сельхозтехники, и обходит стороной другие пустующие ниши в промышленном производстве.

Считаем, что накопленный опыт необходимо распространить и на другие отрасли, и прежде всего – в энергетическом машиностроении, по указанным выше причинам.

В этой связи депутатская фракция «Ак жол» предлагает: 

1) В срочном порядке, совместно с бизнесом разработать план мер по организации отечественного производства энергетического оборудования под потребности модернизации энергопроизводящих и передающих компаний, включая тепло- и электроэнергетику.

2) Обязать ответственные органы приступить к подбору соответствующих зарубежных предприятий для их релокации в Казахстан, либо привлечения в качестве партнёров и поставщиков комплектующих.

3) В рамках реализации закона «О промышленной политике», разработать типовое соглашение о промышленной сборке для продукции энергетического машиностроения, а также соответствующие преференции и финансирование по линии Фонда развития промышленности.

Выгоды такого решения более чем очевидны – начиная с внутреннего перераспределения в Казахстане сотен миллиардов бюджетных средств и инвесттарифа, создания новых производств, рабочих мест, повторного возвращения данных средств в экономику в виде зарплаты, налогов, платежей по кредитам, освоения новых технологий и видом продукции и т.д.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»