Оглашен 13.12.2017г.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Данияр Талгатович!
Денежно-кредитная политика Национального банка РК должна способствовать устойчивым темпам экономического роста путем обеспечения низкого и предсказуемого уровня инфляции.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики Нацбанка на 2018 г. указано, что в текущем году денежный рынок функционировал в условиях структурного профицита ликвидности. Ведь только по программе финансового оздоровления банкам уже выделено 1,2 трлн тенге.
Однако, в заключении Счетного комитета по оценке проекта республиканского бюджета на 2018-2020 гг. говорится, что качество ссудного портфеля не улучшается, а займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней на 1 июля 2017 года, по сравнению с началом года, увеличились до 10,7%. И все это на фоне устойчивого снижения объемов кредитования к ВВП с 32,1% в 2012гг. до 27,1% в 2016г.
Парадоксально, но только розничные, малообеспеченные, т.е. более рискованные и дорогие кредиты показывают положительную динамику.
По данным Нацбанка, доля таких займов с просрочкой платежа более 90 дней сократилась с начала 2017 г. на 0,5%, тогда как доля корпоративных кредитов с просрочкой платежа выросла почти на 4%.
Заместитель председателя НБ РК Олег Смоляков дал этим фактам такое объяснение: «Отдельными банками широко практикуется предоставление льготных займов лицам, с точки зрения закона прямо не имеющим признаков связанности, но косвенно связанным с акционерами или должностными лицами банка. Возврат подобных займов находится под риском» (https://www.banker.kz/news/why-banks-stopped-lending-to-the-economy-of-kazakh/).
По этой и целому ряду иных причин кредитовать экономику Казахстана банки не готовы. В свою очередь, Нацбанк в целях ограничения инфляционных рисков проводит операции по связыванию избыточной ликвидности, преимущественно путём выпуска краткосрочных нот, объём которых за 10 месяцев 2017 года увеличился на 12,8%, и в конце октября составил 2,8 трлн. тенге.И это несмотря на то, что по состоянию на 1 января 2017 года инвестиции БВУ в государственные ценные бумаги уже составляли почти 2,5 трлн. тенге.
Сформирована довольно странная финансовая модель, в рамках которой банки фондируются из республиканского бюджета, ЕНПФ, Нацфонда с целью повышения их ликвидности и одновременно государством эмитируются ценные бумаги с целью нейтрализации этой же ликвидности.
Это какой-то парадокс: государство финансирует банки и само же занимает у них собственные деньги, при том, что непосредственно в экономику эти деньги так и не поступают!
В результате, мнимые финансовые показатели растут, но реально добавленной стоимости в стране не создаётся, что производит эффект «пузыря» и, в свою очередь, становится фактором инфляционного давления и нестабильности курса национальной валюты.
Всё это крайне тревожные тенденции, заставляющие ставить вопрос о сбалансированности монетарных и макроэкономических подходов в экономической политике Правительства и Нацбанка.
Полагаем, что для решения обозначенной проблемы и создания целенаправленного перетока ликвидности в реальную экономику Главой государства созданы и другие, более адекватные и системные инструменты.
Так, благодаря появлению Международного финансового центра Астана, сегодня сформирована возможность для альтернативного, небанковского инвестирования МСБ в рамках МФЦА с использованием передовых информационных технологий.
Сегодня очень важна переориентация казахстанских банков на инвестирование не только в государственные ценные бумаги, но и в ценные бумаги МСБ, что в свою очередь потребует разработки целого комплекса новых регуляторных мер в отношении БВУ и качественных изменений в кредитной политике.
В этой связи, просим Вас, поручить уполномоченным органам и квазигосударственным финансовым институтам разработать механизмы фондового инвестирования МСБ в периметре МФЦА.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ руководителя канцелярии Премьер-министра РК
Ответ председателя национального банка РК
Ответ Премьер-Министр РК