15
Май

15.05.2013

О возможной передаче функций уполномоченного органа по контролю за процедурами реабилитации банкротства МРР РК

Премьер-Министру
 Республики Казахстан
 Ахметову С.Н. 


                                               Уважаемый Серик Ныгметович! 

Важнейший урок последнего глобального экономического кризиса состоит в признании необходимости восстановления проблемных предприятий, потенциально способных вносить свой вклад в экономику в долгосрочной перспективе.                                                   В настоящее время в Казахстане начата серьезная работа по реформированию системы реабилитации и банкротства. 

В этой связи, озабоченность вызывает вопрос возможной передачи функций уполномоченного органа по контролю за процедурами реабилитации и банкротства (в настоящее время это Комитет по работе с несостоятельными должниками) Налоговому комитету.                                                                                                                                          По статистике налоговый орган является кредитором (т.е. заинтересованной стороной) в процедурах банкротства в 100 процентах случаях и, кроме того, более 90% банкротств хозяйствующих субъектов проводится именно по инициативе налоговых органов. Налоговым органам предоставляется возможность инициировать процедуру банкротства предприятия при наличии у него задолженности всего 150 МРП (259 650 тенге), тогда как для остальных кредиторов эта сумма составляет 1000 МРП (1 731 000 тенге). 

Кроме того, проектом закона «О реабилитации и банкротстве», находящимся в настоящее время в Мажилисе, предусмотрены следующие ключевые функции уполномоченного органа в сфере реабилитации и банкротства:                                                                                 - осуществление государственного контроля за проведением реабилитационной процедуры и процедуры банкротства;                                                                                               - назначение реабилитационных и банкротных управляющих;                                                   - оспаривание действий участников процедур реабилитации и банкротства;                             - регистрация и учет реабилитационных и банкротных управляющих;                                       - проверка деятельности управляющих;                                                                                         - проверка действий управляющих в процедурах реабилитации и банкротства, наложение административных взысканий;                                                                                                          - дача разъяснения по введению, проведению и прекращению процедур реабилитации и банкротства.                                                                                                                                Таким образом, один из кредиторов наделяется беспрецедентным правом назначать управляющих в процедурах реабилитации и банкротства, оспаривать и блокировать решения других кредиторов, давать оценку деятельности управляющего, проверять управляющего, налагать на него наказания. Это, соответственно, влечет ущемление прав других кредиторов, создает условия для коррупции.                                                                При этом абсолютно игнорируется международный опыт и рекомендации Всемирного Банка, о том что государственный орган в сфере банкротства, в первую очередь, должен быть независимым, выступать своего рода арбитром в процедурах банкротства, осуществлять надзор за равным соблюдением законных прав всех кредиторов. 

Кстати, экспертами Всемирного Банка выражено свое категоричное несогласие по предстоящей передаче функций уполномоченного органа в Налоговый комитет, в связи с тем, что это отрицательно скажется на условиях ведения бизнеса в Казахстане и соответственно приведет к ухудшению позиции Казахстана в рейтинге «Doing bussiness», ухудшит инвестиционный климат, тем самым, перечеркнув всю проделанную Правительством работу по улучшению данных показателей.                                    Международный опыт, показывает, что наиболее распространена практика, когда уполномоченный орган по банкротству входит в структуру госоргана, чья деятельность направлена на развитие экономики и поддержку предпринимательства. В ряде стран эта служба представляет собой независимый орган. Даже в Швеции, где государственный орган по банкротству (KFM) создан при Национальном комитета по налогам, Комитет не имеет права вмешиваться в то, каким образом KFM выполняет свои функции. 

В этой связи, считаем наиболее эффективным передать функции уполномоченного органа по реабилитации и банкротству в ведение недавно созданного Министерства регионального развития Республики Казахстан, поскольку именно его функции направлены на развитие предпринимательства на всей территории страны.

С Уважением, 

Депутаты фракции «Ак жол»