Премьер-Министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
В своем Послании
народу Казахстана от 2 сентября 2019 года, Глава государства заявил, что
«Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные
Налоговым кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги».
В тоже время, в
Демпартию «Акжол» продолжают обращаться отечественные предприниматели, занятые
производством и реализацией товаров, по поводу обязательной маркировки.
Напомним, что фракция «Ак жол» с 2014 года выступала против введения такой маркировки, неоднократно направляла депутатские запросы и предлагала правительству наложить вето на этот проект наших соседей.
В 2018 году, фракция «Ак жол» единственная не поддержала ратификацию Соглашения ЕАЭС о введении маркировки потребительских товаров.
Во-первых, маркировка создаёт дополнительную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, вынуждая приобретать соответствующее оборудование, вести дополнительную отчётность, для этого нанимать дополнительных сотрудников и т.д.
Во-вторых,
маркировка подразумевает обязательные платежи.
А это, по сути,
еще один вид налогообложения, о недопустимости которых настаивал Президент
К.Токаев в указанном выше Послании.
И очень
показательно, этот скрытый налог направляется не в бюджет государства, а в
пользу частной коммерческой компании, «дочки» АО «Казахтелеком». Фактически,
речь идёт о втором «РОП», когда вся страна платила частному ТОО.
Кроме того, якобы «для облегчения процедур», предпринимателей вынуждают вступать в некую «ассоциацию» при этом же ТОО, с уплатой взносов, тоже обязательных.
В третьих, тем
самым появился единый держатель информации по движениям товаров всей цепочке,
от производства до продажи конкретным гражданам, при том, что разработчик
программы – зарубежный.
Зачем частным и иностранным лицам такой огромный пласт информации, затрагивающей интересы национальной экономической безопасности?
В четвертых,
целью маркировки заявляется защита от контрафакта. Но в тоже время,
правительство упорно не хочет её вводить для самого теневого вида бизнеса – а
именно для производства и оборота крепкого алкоголя. Наверно потому, что эту
сферу всегда крышевали влиятельные лица из Старого Казахстана.
А для тех
товаров, которые влияют на жизнь простых людей – обувь, медикаменты и прочее –
маркировку ввели в первую очередь.
Это сразу
привело не только к расходам МСБ, но и к удорожанию товаров. Например, как
показал пилотный проект по молочной продукции, там удорожание составило 39%,
поэтому чиновникам пришлось отказаться от маркировки молочки.
Но по обуви, где
по данным обувных магазинов, удорожание на дешёвую обувь составило около 25%,
маркировку всё-таки ввели.
С 1 июля
вводится обязательная маркировка на медикаменты – и там аптеки также ожидают
удорожания на 30% по самым доступным ранее лекарствам.
В планах правительства введение маркировки и на другие товары народного потребления.
В этих условиях
обанкротятся и закроются многие малые предприятия. Происходит захват рынка
крупными сетями, а они в основном не казахстанские, а российские.
А отечественный малый бизнес будет выталкиваться с цивилизованного рынка на базарные методы. Соответственно, вместо искоренения мы, напротив, получим увеличение теневого рынка, снижение доступности товаров первой необходимости.
На основании
вышеизложенного депутатская фракция «Ак жол», в очередной раз призывает
Правительство вернуться к рассмотрению нецелесообразности данного российского
инструмента.
Во всём мире
используется маркировка товаров штрих-кодами, считаем её вполне достаточной и
предлагаем не «изобретать велосипед», а вернуться к цивилизованным методам прослеживаемости
товаров.
И в любом случае, передать данную функцию не частным, а государственным органам.
С уважением,
Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
А.Садыков
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
Е.Барлыбаев
Е.Бейсенбаев