02
Май

02.05.2024

Отказаться от обязательной маркировки товаров

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Бектенову О.А.

В своем Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года, Глава государства заявил, что «Правительство должно наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом. Это, по сути, дополнительные налоги».

В тоже время, в Демпартию «Акжол» продолжают обращаться отечественные предприниматели, занятые производством и реализацией товаров, по поводу обязательной маркировки.

Напомним, что фракция «Ак жол» с 2014 года выступала против введения такой маркировки, неоднократно направляла депутатские запросы и предлагала правительству наложить вето на этот проект наших соседей. 

В 2018 году, фракция «Ак жол» единственная не поддержала ратификацию Соглашения ЕАЭС о введении маркировки потребительских товаров.

Во-первых, маркировка создаёт дополнительную финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, вынуждая приобретать соответствующее оборудование, вести дополнительную отчётность, для этого нанимать дополнительных сотрудников и т.д.

Во-вторых, маркировка подразумевает обязательные платежи.

А это, по сути, еще один вид налогообложения, о недопустимости которых настаивал Президент К.Токаев в указанном выше Послании.

И очень показательно, этот скрытый налог направляется не в бюджет государства, а в пользу частной коммерческой компании, «дочки» АО «Казахтелеком». Фактически, речь идёт о втором «РОП», когда вся страна платила частному ТОО.

Кроме того, якобы «для облегчения процедур», предпринимателей вынуждают вступать в некую «ассоциацию» при этом же ТОО, с уплатой взносов, тоже обязательных.

В третьих, тем самым появился единый держатель информации по движениям товаров всей цепочке, от производства до продажи конкретным гражданам, при том, что разработчик программы – зарубежный.

Зачем частным и иностранным лицам такой огромный пласт информации, затрагивающей интересы национальной экономической безопасности?

В четвертых, целью маркировки заявляется защита от контрафакта. Но в тоже время, правительство упорно не хочет её вводить для самого теневого вида бизнеса – а именно для производства и оборота крепкого алкоголя. Наверно потому, что эту сферу всегда крышевали влиятельные лица из Старого Казахстана.

А для тех товаров, которые влияют на жизнь простых людей – обувь, медикаменты и прочее – маркировку ввели в первую очередь.

Это сразу привело не только к расходам МСБ, но и к удорожанию товаров. Например, как показал пилотный проект по молочной продукции, там удорожание составило 39%, поэтому чиновникам пришлось отказаться от маркировки молочки.

Но по обуви, где по данным обувных магазинов, удорожание на дешёвую обувь составило около 25%, маркировку всё-таки ввели.

С 1 июля вводится обязательная маркировка на медикаменты – и там аптеки также ожидают удорожания на 30% по самым доступным ранее лекарствам.

В планах правительства введение маркировки и на другие товары народного потребления.

В этих условиях обанкротятся и закроются многие малые предприятия. Происходит захват рынка крупными сетями, а они в основном не казахстанские, а российские.

А отечественный малый бизнес будет выталкиваться с цивилизованного рынка на базарные методы. Соответственно, вместо искоренения мы, напротив, получим увеличение теневого рынка, снижение доступности товаров первой необходимости.

На основании вышеизложенного депутатская фракция «Ак жол», в очередной раз призывает Правительство вернуться к рассмотрению нецелесообразности данного российского инструмента.

Во всём мире используется маркировка товаров штрих-кодами, считаем её вполне достаточной и предлагаем не «изобретать велосипед», а вернуться к цивилизованным методам прослеживаемости товаров.

И в любом случае, передать данную функцию не частным, а государственным органам.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А.Садыков

А.Перуашев

Д.Еспаева

К.Иса

Е.Барлыбаев

Е.Бейсенбаев