07
Октября

Какой госорган ответственен за оповещение об угрозе землетрясений? /Пресс-служба ДПК «Ак жол»/ - Казак yнi

Депутатский запрос
Уважаемый Карим Кажимканович!
Совсем недавно, 11 апреля 2014 года был принят Закон РК «О гражданской защите», прошедший бурное обсуждение в Мажилисе. Только на первом чтении в Мажилисе Парламента РК в него были внесены около 2 тысяч поправок.
Благодаря общим усилиям депутатов и партийных фракций Парламента, включая депутатов ДПК «Ак жол», был сформулирован документ, чётко определивший направления и подходы в обеспечении гражданской защиты в соответствии с требованиями сегодняшнего времени.
В ходе обсуждения руководство уполномоченного органа в лице Министерства по чрезвычайным ситуациям неоднократно подвергалось жёсткой критике депутатов и общественности, в частности, за отсутствие своевременного реагирования и управления мерами гражданской защиты при землетрясениях, затрагивавших город Алматы.
Нормами принятого закона предусмотрено, что в таких ситуациях в целях избежания панических настроений и организации защитных мероприятий уполномоченный орган обеспечивает информирование и оповещение населения об угрозе чрезвычайной ситуации, а также о порядке необходимых действий всеми доступными методами, включая радио, телевидение, громкоговорители, смс-сообщения и т.д.
Как известно, в ходе проведённой реформы Правительства функции МЧС распределены другим ведомствам, в частности функции пожаротушения - Министерству внутренних дел, функции промышленной безопасности - Министерству инвестиций и развития, функции госматрезерва - Министерству национальной экономики.
Между тем, 30 августа 2014 года был зафиксирован подземный толчок магнитудой 4,2 балла, эпицентр землетрясения находился в 30 километрах к юго-востоку от Алматы.
Ранее, в тот же день за несколько часов, в данном районе было зарегистрировано землетрясение магнитудой 3,9 балла. Его эпицентр находился в 43 километрах на юго-востоке от Алматы.
Неделей раньше, 24 августа т.г. в Алматинской области с перерывом в несколько часов произошли сразу два землетрясения магнитудой 4,3 и 4,1 балла.
Однако данная серия подземных толчков не сопровождалась не только предупреждениями населения о возможных повторениях, но и никакой информацией о порядке необходимых действий граждан вообще ни до, ни в ходе, ни после перечисленных событий.
Тем самым встаёт вопрос о функциях бывшего МЧС по организации гражданской защиты как комплекса мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Именно к этому комплексу относится своевременное оповещение и информирование населения в приведённых примерах с землетрясениями.
Какому государственному органу эти функции переданы и какой именно орган ответственен за их надлежащее исполнение, в том числе в указанных в настоящем запросе случаях?
При этом полагаем, что возложение указанных функций исключительно на ответственность местных исполнительных органов может снизить уровень защищённости наших граждан от воздействия чрезвычайных ситуаций, поскольку такие задачи, как разработка и внедрение современных методик обучения специалистов и населения, обеспечение координации и взаимодействия различных служб и регионов (при ЧС крупного масштаба), мониторинг новейших мировых технологий спасения и т.д. должны иметь характер единой политики, обеспечиваемой уполномоченным органом на общегосударственом уровне.
С уважением, депутаты парламентской фракции ДПК «Ак жол».
Текст депутатского запроса фракции ДПК «Ак жол» озвучен 17 сентября на пленарном заседании Мажилиса А. Перуашевым.
Источник - Казак yнi (Алматы), № 37 (646), 23.09.2014