Тише едешь – дальше будешь? /Анвар Жуманов/ – www.dn.kz

» Публикации » Тише едешь – дальше будешь? /Анвар Жуманов/ - www.dn.kz

24.11.2014, 00:00

КАК следует из недавнего Послания главы государства народу Казахстана, ключевым элементом новой экономической политики «Нурлы Жол» станет регулярное вливание в экономику средств из Национального Фонда с тем, чтобы поддерживать ее по контрцикличному принципу.
В принципе, подход этот выглядит вполне логичным – раз уж в «тощие» годы мало кто хочет рисковать и тратить деньги на продолжение структурных реформ в отечественной экономике, то государству приходится растрачивать «жирок», накопленный во времена высоких цен на нефть и другое сырье, экспортируемое из Казахстана. С другой стороны, возникает немало вопросов по этому поводу. Например, почему нужно тратить деньги будущих поколений из Нацфонда, вместо того, чтобы отказаться от плоской шкалы налогообложения в пользу прогрессивной и заставить богатых казахстанцев тряхнуть мошной на благо народа? Другой вопрос – кому именно достанутся средства Нацфонда и где гарантия, что они не пойдут главным образом на увеличение состояний олигархов, вместо того, чтобы поддержать рядовых казахстанцев? И как вообще определяется объем вливаний из Нацфонда и эффективность этих инвестиций?
Если бы не кризис, не видать нам нефте-долларов
Из истории Нацфонда, который будет отмечать в следующем году свое 15-летие, ибо эта виртуальная структура была создана 23 августа 2000 года указом президента Казахстана за номером № 402, легко обнаружить, что на протяжении первых лет Нурсултан Назарбаев категорически выступал против расходования нефтяных доходов на внутренние нужды. К примеру, в ноябре того же 2000 года после одного из совещаний президент заявил: «Ввод таких денег приведет к полному обвалу нашего тенге, который мы сейчас и так еле-еле сдерживаем. Если сейчас полностью отпустить курс, то один доллар будет равен 130 тенге. Это означает, что мы посадим на «голодный» паек всех наших экспортеров. Они провалятся, и наступит такой момент, когда поступления в казну от них будут резко уменьшаться, бюджет не будет выполняться».
Более того, руководство страны не только на словах боролось с «лишними» деньгами, полученными от экспорта нефти, но и действовало практически, создав секретный резервный фонд, средства которого хранились на зарубежных спецсчетах правительства. Хорошо еще, что эти немалые средства не были конфискованы иностранными правительствами, и впоследствии их удалось благополучно перевести в Нацфонд практически сразу же после выступления в 2002 году тогдашнего премьер-министра Имангали Тасмагамбетова в парламенте, где он по поручению главы государства раскрыл информацию о секретном фонде. После этого из-за границы пошли массированные переводы в Нацфонд, активы которого начали расти как на дрожжах (см. таблицу). К тому же пошли вверх и мировые цены на нефть и металлы, что гарантировало рост поступлений в Нацфонд.
Хотя президент Казахстана категорически отвергал в те годы любые попытки подчиненных чиновников «выбить» деньги из Нацфонда на нужды экономики, благодаря изменениям в бюджетном законодательстве нефтяные доходы начали подпитывать казну. Так, уже в 2001 году республиканский и местные бюджеты получили 7,5 млрд. тенге из Нацфонда для компенсации потерь – разницы между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей от организаций сырьевого сектора. Дело в том, что тогда цена на нефть временно опустилась ниже установленной базовой отметки в $19 за баррель. Но о том, чтобы получить деньги Нацфонда для нужд коммерческих структур, включая банки, тогда предприниматели даже и не заикались, понимая, какой гнев Акорды вызовут такие пожелания. Впрочем, и для поддержки социальных нужд населения страны напрямую из Нацфонда деньги лучше было не просить. Достаточно вспомнить, какую гневную критику президента вызвало предложение руководителей тогда оппозиционной партии «Ак Жол» перечислить каждому казахстанцу по 17 тысяч тенге со счетов Нацфонда.
Как известно, отношение руководства страны к расходованию средств Нацфонда радикально изменилось в 2009 году, когда на поддержку экономики и крупных банков по поручению президента было выделено сразу $10 млрд. А поскольку это составило порядка 40% от активов Нацфонда, то стало ясно, что Акорда пошла ва-банк ради спасения и экономики, и банковского сектора, и своего реформаторского имиджа. Помимо этих вливаний Нурсултан Назарбаев договорился еще о крупных займах с китайским руководством в дополнение к российской кредитной линии в $3 млрд., открытой в 2008 году. Тем не менее 2009 год все же оказался единственным в истории Нацфонда, когда его активы сократились.
Премьер как верная примета «распечатки» Нацфонда
К счастью, глобальная финансовая рулетка затем крутнулась в пользу нефтедобывающих стран, и Казахстан с начала 2010 года, благодаря высоким ценам на черное золото сумел увеличить активы Нацфонда более чем втрое – до $76,8 млрд. по состоянию на 1 ноября текущего года. Такие высокие темпы накопления нефтяных доходов начали вызывать критику со стороны экспертов, поскольку деньги Нацфонда инвестировались в зарубежные активы с невысокой доходностью на ставших весьма волатильными финансовых рынках. А при этом внутри страны банки и компании испытывали нехватку тенговой ликвидности, поскольку после кризиса все начали дружно переводить свои сбережения в инвалюту.
Весной этого года, когда президент Казахстана представлял в мажилисе кандидатуру Карима Масимова для назначения во второй раз на пост премьер-министра, было объявлено о решении Акорды выделить из Нацфонда 1 трлн. тенге для поддержания экономики двумя траншами по 500 млрд. тенге. Сам же премьер, во время первого срока руководства которого Кабмином и был «распечатан» Нацфонд на $10 млрд., развил бурную деятельность по привлечению внешних заимствований. Была достигнута договоренность с Всемирным банком на займ в $2,5 млрд., от Азиатского банка развития поступило $0,5 млрд. в тенговом эквиваленте, а осенью этого года правительство заняло $2,5 млрд. путем размещения еврооблигаций. Надо учесть, что в бюджет из Нацфонда еще поступает ежегодно гарантированный трансферт, объем которого определен в $8 млрд. или 1 трлн. 480 млрд. тенге. В итоге таких массированных вливаний уже к середине осени правительство перестало занимать деньги путем выпуска ГЦБ Минфина.
Однако и этот денежный «дождь», судя по президентскому посланию, не смог в достаточной степени «оросить» скудеющую экономическую ниву страны. Поэтому Акорда решила экстренно направить в экономику второй 500-миллиардный транш средств из Нацфонда. Из этой суммы 100 млрд. тенге пойдет на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства, чтобы обеспечить реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг. Еще 250 млрд. тенге получит АО «Фонд проблемных кредитов» для оздоровления банковского сектора и выкупа «плохих» кредитов. 81 млрд. тенге пойдет на завершение строительства первого комплекса «сухого порта», инфраструктуры специальных экономических зон «Хоргос – Восточные ворота» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау и Таразе. На продолжение строительства комплекса ЭКСПО-2017 выделяется в следующем году 40 млрд. тенге дополнительно к уже направленным 25 млрд. тенге. А 29 млрд. тенге будут потрачены на развитие аэропорта Астаны.
Но если с расходами за счет второго транша из Нацфонда все понятно, то решение президента о дополнительном выделении из этой структуры до $3 млрд. ежегодно на период с 2015 по 2017 годы – осталось не очень понятным. Он поручил правительству учесть необходимые средства в проекте республиканского бюджета на 2015 год, в то время как буквально накануне оглашения своего послания подписал закон о внесении изменений в соответствующий закон о бюджете на 2014-2016 годы. Кроме того, ежегодные $3 млрд. особой бюджетной погоды не делают, поскольку в казну и так поступит гарантированный трансферт в $8 млрд.
Не прояснило ситуацию и заседание Совета по управлению Нацфондом, проведенное президентом на днях. Из краткой информации Акорды по этому поводу следовало лишь, что $9 млрд., выделяемые в общей сложности в 2015-2017 годах, дополнят кредитные линии международных финансовых организаций и 1 трлн. тенге, которые уже пошли из Нацфонда. Но на какие конкретные проекты пойдут дополнительные вливания отдельной строкой финансирования, осталось неизвестным.
А из информации о заседании правительства, на котором был одобрен проект общенационального плана по реализации Послания президента, выяснилось, что уже рассмотрены и одобрены изменения и дополнения в прогноз социально-экономического развития на 2015-2019 годы вместе с параметрами республиканского бюджета на 2015-2017 годы. Из выступления министра национальной экономики можно было понять только, что второй транш в 500 млрд. тенге и ежегодные $3 млрд. из Нацфонда пойдут в виде целевых трансфертов.
В заключение отметим, что на данный момент вряд ли можно говорить о радикальном повороте в отношении Акорды к расходованию средств Нацфонда. Ведь если бы руководство страны вновь пошло ва-банк, как в 2009 году, то тогдашние 40% от нынешних активов Нацфонда в $76,8 млрд. означали бы единовременные вливания в объеме $30,7 млрд. помимо гарантированных трансфертов в бюджет. А сейчас речь идет о гораздо меньших суммах. Похоже, что пока власти Казахстана решили все же следовать известному житейскому принципу, когда тот, кто не спешит мчаться сломя голову, в итоге успешно добирается до самого дальнего финиша.

Источник – www.dn.kz (Казахстан), 21.11.2014