18
Декабря

ЖКХ как бездонная бочка - сколько не вкладывай, все равно мало /Лариса Таранова/ - Новый регион

 
 
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства - давно заезженная тема, и сколько бы об этом не говорилось, она не становится менее актуальной. Напротив, чем больше мы отдаляемся от советского времени, тем сильнее ощущается в каком «месте» находится ЖКХ. А между тем, как в бездонную бочку государство вливает бюджет в развитие коммунального хозяйства страны, но пока безрезультатно.
О проблемах нашего родного жилищно-коммунального хозяйства говорилось на Конференции представителей Казахстанской Ассоциации «Прозрачный тариф», которая состоялась 4-5 декабря текущего года в Астане. Инициатором мероприятия выступил Общественный фонд «Центрально - Азиатский Институт Развития» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Конференция прошла в рамках проекта «Создание условий для использования потенциала населения в оценке эффективности государственной и региональной политики в области тарифообразования, энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Участниками встречи стали представители депутатских фракций Мажилиса Парламента РК, представители НПО из 6 регионов республики и экспертного сообщества Казахстана, которые озвучивали проблемы отечественного ЖКХ и разработали рекомендации по актуальным проблемам тарифообразования для дальнейшего их воплощения в законодательстве РК и на практике. По мнению выступающих, главным шагом на пути к совершенствованию коммунального хозяйства страны могли бы стать прозрачные тарифы. Пока ни один из монополистов не раскрывает «кухню» тарифообразования, ссылаясь на мифическую коммерческую тайну, хотя по закону, оно должно быть открыто для любого потребителя.
- Главные затраты, главный рост тарифов еще впереди. При всех жалобах населения и представителей малого и среднего бизнеса, о том, что коммуналка и электроснабжение поглощает у них практически всю рентабельность, и платить по существующим тарифам уже невмоготу, ЖКХ и электроэнергетика еще влетает нам в копеечку, по сравнению с тем, что на самом деле требуется, - отметил общественный деятель и эксперт по электроэнергетике П. Своик, возглавляющий в настоящее время Президиум Казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф». Между тем уже сейчас социальные сети пестрят информацией о том, что почти все энергоснабжающие компании страны подали заявки на повышение тарифов. Вместе с повышением цен на электричество тут же вырастут цены на продукты питания и другие коммунальные услуги.
На прежнем уровне
Не осталось без внимания участников конференции Послание Президента, где было объявлено о выделении крупных дополнительных вложений из Национального фонда на модернизацию инфраструктуры ЖКХ. Так по «Программе модернизации ЖКХ до 2020 года» предусмотрено дополнительно собрать через тарифы 452,4 млрд. тенге, в том числе по 2015 год включительно 184,9 млрд. Фактически же по отчету АРЕМ только с 2009 по 2013 год было собрано уже дополнительных 737 млрд. тенге. При этом износ сетей и оборудования, как и нехватка мощностей, остаются на прежнем уровне. Аналогично, по «Программе развития электроэнергетики на 2012-2015 годы» через введенные с 2009 года «предельные» тарифы запланировано собрать дополнительно 661,2 млрд. тенге. Фактически же, по данным Министерства индустрии и новых технологий по 2013 год уж было собрано дополнительно 1162,6 млрд. тенге. Да, это позволило ввести в строй ряд выбывших по авариям! или износу турбин, однако затраты на такое восстановление оказалось в полтора раза выше, чем при строительстве с «нуля». Не в полной мере и неэффективно осваиваются предусмотренные «Программой модернизации ЖКХ» средства на обновление и термомодернизацию городского жилого фонда.
Безуспешными при весьма больших затратах средств и организационных усилий, остаются попытки перейти на общедомовые измерения потребителей тепла, горячей и холодной воды в многоквартирных домах. Как отметил Петр Своик, «у этих проблем есть общая причина: отсутствие должным образом организованной стороны Потребителя, взаимодействующего с поставщиками коммунальных услуг и органами государственного управления». В целом программа «Прозрачный тариф» направлена на обеспечение прозрачности и подотчетности в процессах управления государственными финансами.
Кто виноват и что делать?
Петр Своик, председатель Президиума Казахстанской Ассоциации «Прозрачные тарифы»: «В каждом доме должен быть свой КСК, который и станет субъектом отношений и с властями, и с поставщиками услуг. Ни старшая по дому должна бегать и выяснять отношения с тепловиками по поводу работы приборов в подвале, это должна делать управляющая компания и у каждого дома она должна быть своя. Сейчас одно КСК берет в обслуживание десятки домов и, как правило, не справляется со своими обязанностями. Перекидывая собранные средства с одного дома на другой, он не выполняет свои обязательство ни перед тем, ни перед другим. Получается, что за счет добропорядочных плательщиков взносов в КСК ремонтируется какой-то чужой дом. Это не правильно». Азат Перуашев, руководитель Парламентской Фракции Демократической партии «Ак жол»: «Самыми добросовестными плательщиками коммунальных услуг являются, как не парадоксально, те, кто имеют средний и низкий доход. К злостным неплательщикам относятся акимы, прокуроры, предприниматели...»
Зауреш Баталова, депутат Сената Парламента РК Н-Созыва: «Понятно, что государство не Хоттабыч, который с помощью бороды и заклинания «трах-тибидох» строит дома и обеспечивает всех нуждающихся жильем. И тем не менее: право на достаточное жилье никто не отменял».
Айкын Конуров, депутат Мажилиса Парламента РК, Фракция «Народные Коммунисты»: «Сегодня в Казахстане нет статистики, сколько требуется жилья и сколько граждан нуждаются в квадратных метрах. Наша страна давно ушла от кочевого образа жизни, но до сих пор сотни тысячи казахстанцев за неимением собственного жилья кочуют из одного жилища в другое».

Источник - Новый регион (Тараз), № 50 (833), 15.12.2014