Выступление Азата Перуашева на брифинге в СЦК 26 февраля 2015

» Без категории » Выступление Азата Перуашева на брифинге в СЦК 26 февраля 2015

26.02.2015, 13:31

А.Перуашев
 
 
Уважаемые коллеги.
 
На сегодняшнем брифинге мы хотели бы рассказать о позиции партии ‘Ак жол’ по НЭП ‘Нурлы жол’ и по поручениям, которые Президент Н.Назарбаев дал Правительству во исполнение этой программы.
 
1) В оценке этой программы комментаторы иногда бросаются из крайности в крайность: то рассматривая её как важную, но всё же разовую, этапную задачу; то возводя в абсолют, как самодостаточный и самоценный документ.
 
Мы считаем, что программу ‘Нурлы жол’ необходимо рассматривать в контексте всей той упорной многолетней политики, которую проводит Глава государства с первых дней Независимости.
Если проследить все ежегодные Послания Президента, его программные выступления, Стратегию развития Казахстана до 2030 года, затем – Стратегию-2050; программу форсированной индустриализации, концепцию ‘Мәнгілік ел’ – то отчётливо выделяется линия целенаправленного преобразования страны.
В этом смысле НЭП ‘Нурлы жол’ – это масштабная, комплексная, но тем не менее, составная задача в глобальном замысле Лидера нации по строительству сильного и прогрессивного государства, с устойчивой к внешним стрессам производительной экономикой и современным образованным населением.
 
Программа ‘Нурлы жол’ содержит и ряд крайне актуальных сегодня антикризисных мероприятий. Но внешние кризисы и бури за нашим порогом приходят и уходят, а народ, государство, построенная экономика – остаются.
И базовые направления Новой экономической политики – реальный сектор экономики, рачительная бюджетная политика, аграрно-промышленный комплекс, массовое частное предпринимательство, устойчивый финансовый сектор – тоже не должны рассматриваться как «разовая» задача. Они должны органично встраиваться в общую конструкцию государственного и экономического строительства и развивать новые качества в соответствии с требованиями времени.
 
Таким образом, мы предлагаем видение программы ‘Нурлы жол’ как выход государственного, экономического, шире говоря – и национального развития в целом, на новый качественный уровень, не только подстраивающийся под глобальные вызовы, но и предвосхищающий эти вызовы.  
Мы все свидетели этому феномену Новой экономической политики, которая, как известно, была озвучена Н.Назарбаевым в его ежегодном послании на три-четыре месяца раньше обычного.
И именно за этот срок правительству удалось оперативно разработать необходимые изменения в бюджетную политику, которые были приняты вчера Мажилисом в ответ на внешние экономические угрозы.
 
2) Представляя интересы национального бизнеса, демократическая партия ‘Ак жол’ считает необходимым особо подчеркнуть меры в поддержку реального сектора экономики и развитие предпринимательства в программе ‘Нурлы жол’.
 
Дело в том, что развитие собственного производства снижает зависимость национальной экономики от импорта продукции, и тем самым одновременно сокращает риски инфляционных процессов и девальвационных ожиданий, поскольку и для инфляции, и для девальвации одним из основных факторов служит дисбаланс внешнеторгового оборота.
Наиболее эффективным механизмом защиты от таких угроз выступает строительство диверсифицированной производительной экономики, через развитие экспортоориентированных отраслей и насыщение внутреннего потребительского рынка товарами отечественного производства.
 
На расширенном заседании Правительства 11 февраля Президент Назарбаев дал сразу три поручения, касающиеся защиты интересов отечественных производителей:
– в рамках реализации программы ‘Нурлы жол’ обязать всех подрядчиков закупать отечественные товары и услуги;
– возобновить форумы по казахстанскому содержанию;
– запустить акцию ‘Сделано в Казахстане’.
 
Могу сказать, что это крайне актуальные поручения. Не случайно в тот же день, через два часа после этих поручений Президента, партия ‘Ак жол’ направила депутатский запрос Правительству, с предложением придать этим поручениям Президента силу закона, через разработку законопроекта ‘О закупках’.
 
Дело в том, что в 2013 году были приняты поправки в закон ‘О государственных закупках’, которые ликвидировали существовавшие ранее преференции для отечественных производителей и уравняли наши товары с российскими и белорусскими.
 При рассмотрении в Мажилисе данные положения подверглись критике депутатов фракции «Ак жол». Однако в ответ на сигналы об ущемлении интересов национального бизнеса, Министерства финансов в письме от 4 декабря 2013 года уведомило депутатов ‘Ак жола’, что защита интересов казахстанских производителей будет решена через закон «О закупках», регулирующий деятельность предприятий квазигосударственного сектора и крупных недропользователей.
Мы согласились с таким подходом, поскольку  объемы рынка квазигосударственного сектора в 5-7 раз превосходят рынок государственных закупок. Например, в 2012 г. рынок госзакупок составил 1,5 трлн тенге, а закупки нацкомпаний, госпредприятий и недропользователей превысили 8,4 трлн тенге. В 2013 г. госзакупки составили 1 трлн, закупки по линии Самрук-Казына и недропользователей – 7,3 трлн.
 
Важно отметить, что такие же нормы о приоритете местных товаров установлены Законом «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» для государственных предприятий в России и других странах ТС.
 
Сообщение о том, что работа над аналогичным казахстанским законом уже ведётся – было направлено нам, повторюсь, еще 4 декабря 2013 г. Ещё через полгода – 24 июня 2014 г., на наш вопрос о затягивании документа, Агентство по защите конкуренции заверило, что закон ‘О закупках’ будет внесён в Мажилис осенью 2014 года.
 
На дворе уже весна 2015-го, прошло более года после исключения из закона о госзакупках норм о казахстанском содержании и обещания защитить отечественный бизнес через закон ‘О закупках’.
В Мажилис уже поступили очередные поправки в закон о госзакупках, в январе состоялась их презентация.
А обещанный бизнесу закон в поддержку наших производителей так и не появился, и ничего неизвестно о его судьбе.
 
Между тем, ситуация приобретает весьма критический оборот.
Как известно, в результате девальвации российского рубля, казахстанские производители стремительно теряют потребительский рынок. Для многих из них огромный рынок закупок нацкомпаний и недропользователей мог бы стать в этих условиях реальной опорой для выживания. Тогда как дальнейшее затягивание с введением защитных мер для отечественного бизнеса в этой сфере, напротив, лишает казахстанских предпринимателей столь необходимой поддержки.
Более того, без решительных мер и этот рынок, под влиянием российской девальвации, может достаться производителям из РФ. Считаем создавшееся положение в нынешних условиях недопустимым.
 
Позволю себе цитату из запроса партии «Ак жол» от 11 февраля: ‘Сегодня, буквально пару часов назад, на заседании Правительства Глава государства поручил нацкомпаниям поддержать тенге, предприятиям – искать новые рынки сбыта, а всех граждан призвал быть патриотами и покупать казахстанскую продукцию.
Думаем, что лучшей формой выполнения этих задач могло бы стать законодательное введение норм о казахстанском содержании в закупках квази-государственного сектора’ – конец цитаты.
 
Правда, в ходе того же заседания Правительства, вице-премьер Б.Сагинтаев сообщил, что в текущем году заключены меморандумы нацкомпаний и системообразующих предприятий с отечественными производителями на сумму 960 млрд.тг. Помимо этого, ещё 100 млрд.тг заложено в меморандуме акимата г.Алматы и ФНБ «Самрук-Казына». Это, безусловно, важная и нужная работа.
Но необходимо учитывать, что речь идёт о меморандумах на общую сумму 1 трлн. 060 млрд тг., что составляет лишь 12-15% от общей суммы закупок в данном секторе экономики.
Между тем, в международной и отечественной практике, при заключении инвестиционных контрактов планка местного содержания ставится, как правило, на уровне более 50%. Например, согласно ГПФИИР, к 2015 г. поручалось обеспечить долю казахстанского содержания в закупках государственных учреждений и организаций, национального управляющего холдинга, национальных холдингов и компаний – товаров до 60%, а в закупках работ и услуг до 90%.
Таким образом, суммы меморандумов не покрывают указанных обязательств.
 
Кроме того, необходимо учитывать, что «де-юре» меморандум – не есть обязательный документ, это лишь протокол намерений, практическое исполнение которых, как правило, заметно ниже заявленных цифр. И никакой ответственности за неисполнение меморандума стороны не несут, в отличие от неисполнения закона.
Поэтому партия ‘Ак жол’ считает, что придание поручениям Президента о казахстанском содержании силы закона могло бы оказать серьёзное содействие Правительству в реализации возложенных задач.
 
3) Считаем, что принципиальная политика Главы государства на поддержку реального сектора экономики должна стать важным элементом и бюджетной политики.
На вчерашнем заседании Мажилиса по уточнению бюджета, наша фракция по этому поводу заявила, что считает концептуально верным предложение Правительства сосредоточить бюджетные инвестиции на завершении уже начатых проектов и перенести финансирование новых на 2016-2017 годы.
В то же время, депутаты ‘Ак жола’ сочли нужным отметить, что отказ от инвестирования в новые проекты мог бы быть не тотальным, а более адресным. В частности, мы считали бы полезным ускорить работу по высокорентабельным индустриальным проектам, запуск которых обеспечил бы расширение налоговых поступлений.
Коррекция государственной инвестиционной политики должна преследовать не только цели сокращения расходов, но и цели увеличения доходов бюджета за счёт ввода в строй новых налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы.
В этой связи фракция Демократической партии ‘Ак жол’ высказала пожелание Правительству в случае, когда мировые цены на нефть и металлы вернутся к устойчивости, возобновить финансирование инвестиций и поддержки реального сектора.
 
4) Учитывая колоссальные масштабы выделяемых Президентом Н.Назарбаевым средств Нацфонда на реализацию программы, партия ‘Ак жол’ хотела бы обратить внимание и на такой момент.
 
Имея в виду регулярные примеры неэффективного использования средств, которые из года в год приводятся в отчётах Счётного комитета, на вчерашнем пленарном заседании Мажилиса демократическая фракция ‘Ак жол’ призвала администраторов программ  к бережному отношению к бюджету в нынешних условиях. Мы также напомнили об ответственности должностных лиц за надлежащее использование этих средств.
 
Другой очень важный момент – чтобы освоение этих средств было нацелено на интересы общества, а не личные пристрастия или амбиции администраторов.
 
5) Вчера, выступая в Парламенте, я привёл один пример на эту тему, он вызвал живое обсуждение в интернете, поэтому придется наверно дать некоторые пояснения.
Все мы видим, что даже в очень непростой сегодняшней ситуации, Правительство, выполняя политическую волю Президента, не пошло на урезание социальных программ. В том числе не подверглись сокращению программы по развитию массового спорта, и это правильно.
Но у многих людей вызывают вопросы принципы, которыми руководствуются местные управления спорта, распределяя бюджетные средства.
С точки зрения здравого смысла, необходимо поддерживать те виды, которые пользуются популярностью у молодёжи, вовлекают её в занятия физкультурой и  где казахстанские спортсмены традиционно добывают медали на мировом уровне: бокс, борьба, тяжёлая атлетика, некоторые другие виды.
Между тем, анализ местных бюджетов показывает явные диспропорции. Так, в 2015 г. на секции борьбы акиматы заложили 3,2 млрд. тг., на бокс – 1,5 млрд.тг., на тяжёлую атлетику – менее 0,5 млрд. тг. Но самые большие затраты, даже после проведённой оптимизации, оказались запланированы на содержание футбольных клубов – это 14,603 млрд. тг.
Получается, что на футбол, в котором наше лучшее достижение – предпоследнее место в отборочной группе на чемпионат Европы, областные управления спорта дают государственных денег в три раза больше, чем на бокс, борьбу и тяжёлую атлетику, вместе взятые.
Но ведь не футбол, а именно эти виды каждую Олимпиаду приносят золотые медали нашей стране.
Есть области, где на «профессиональный» в кавычках, а фактически – бюджетный – футбол выделено средств в 100 раз больше, чем на бокс или тяжёлую атлетику.
Самое несправедливое в том, что если в бокс или борьбу идут казахстанские мальчишки из наших сел и городов, то в футбольных клубах за деньги местных бюджетов нередко содержатся иностранные легионеры, с зарплатами, которые и не снились казахским спортсменам.
Мы задались вопросом: сколько спортивных площадок, секций, от которых была бы реальная польза нашей молодёжи, можно было построить за 14 млрд?
После этого выступления в интернете нашлись комментаторы, которые стали защищать футбол и напротив, ругать борьбу и бокс.
Но вопрос  ведь не в этом, я тоже с удовольствием играю в футбол, хожу на стадионы. Никто не против профессионального спорта, но я абсолютно убеждён, что бюджетные средства должны направляться не на зарплаты легионеров, а на развитие массового детско-юношеского спорта и поддержку казахстанских спортсменов.
Профессиональные футбольные клубы во всем мире деньги зарабатывают сами, и не забирают деньги у школ и секций, а напротив – ещё и помогают детскому спорту за собственный счёт.
Это – настоящие профессионалы. Вот Геннадий Головкин – настоящий профессионал. Ничего не просит из бюджета, ничего не получает ни от нацкомпаний, ни от Самрук-Казны, как недавно заявил его менеджер. А его знает весь мир и им гордится весь Казахстан.
Канат Ислам – тоже профессионал, ни у кого ничего не просит, но выходит с флагом Казахстана. И много других примеров можно найти.
А футбольные команды, и в том числе иностранные легионеры, ради которых бюджетные деньги снимают с детского спорта – это не профессионалы, и даже не предприниматели. Это бюджетники как врачи или учителя. Только зарплаты в сто раз больше. И в этом точно надо наводить порядок.
 
Речь, в конце концов, не о боксе или футболе, а о рациональном и эффективном использовании бюджетных средств в интересах всего общества, а не отдельных лиц или групп.
И этот принцип должен иметь приоритет во всей бюджетной и экономической политике.
 
6) Я это говорю об этом не просто так, а с точки зрения нормального человека.
Наш Президент всегда ближе к простым людям, он понимает рядового гражданина намного лучше, чем все чиновники.
 
На том же заседании Правительства 11 февраля один из министров пожаловался, что люди перестали покупать машины в Казахстане и везут из России.
Что ответил Нурсултан Абишевич? Цитирую:  ‘Казахстанцы остались в выгоде. Купили дешёвые машины, технику. Если люди рады этому, то мы тоже‘, — заявил он.
Могу сказать, что тысячи рядовых казахстанцев почувствовали в этот момент, что Президент на их стороне.
Хотя никто другой, ни один министр не бьётся так за наше производство, как сам Президент.
Но при этом задача Назарбаева – не просто обогатить десяток-другой человек, а обеспечить всей стране лучшее качество жизни, и в том числе – лучшие товары по лучшей цене.
В этом и есть смысл интеграции, кстати говоря.
 
7) Да, девальвация в России тяжело ударила по нашим производителям.
Но это временная ситуация, за девальвацией всегда идёт инфляция. Как сообщают российские СМИ, только за два месяца (декабрь-январь) цены на продукты питания там выросли в 2-3 раза.
Аналогичное удорожание происходит и по другим товарам.
Поэтому в среднесрочной перспективе ценовой паритет восстановится.
А необходимую поддержку бизнесу Президент оказал именно через программу ‘Нурлы жол’, выделив огромные средства и дав другие поручения, о чём мы сейчас с вами говорим.
Более того: партия «Ак жол» предлагает таким поручениям Президента по поддержке отечественной промышленности, как уже было сказано, придать силу закона.
 
Но и бизнесу Глава государства дал важный сигнал: развивайтесь, конкурируйте, снижайте ненужные затраты, увеличивайте местное содержание, уходите от зависимости от нефтяных денег – тогда будете меньше терять от внешних ударов. Используйте ситуацию, раз в России стало дешевле – заказывайте там оборудование, ставьте новые предприятия, обновляйте и модернизируйте свои производства.
И он это говорит постоянно. Так было и в 2008 году, когда весь мир бегал и кричал ‘Спасайся кто может’, а Нурсултан Назарбаев дал старт программе инновационной индустриализации.
Так происходит и сегодня, когда вокруг рушатся валюты – вслед за Россией, девальвация обрушила украинскую гривну, азербайджанский манат, грузинский лари… – а наш лидер ставит новые задачи в программе ‘Нурлы жол’.
В этом весь Назарбаев, как государственный и экономический супер-менеджер мирового класса.
 
Я занял много времени, прошу извинить. В нашей фракции есть своеобразная спецификация каждого депутата, предлагаю послушать моих коллег и перейти к вопросам журналистов.