26
Ноября

Управление ЕНПФ необходимо передать Правительству для инвестиций в реальный сектор экономики – Азат Перуашев

26 ноября 2014 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Управление ЕНПФ необходимо передать Правительству для инвестиций в реальный сектор экономики – об этом заявил Азат Перуашев сегодня на пленарном заседании Мажилиса.
Озвученный им депутатский запрос в адрес Премьер-министра К.Масимова и главы Нацбанка К.Келимбетова поддержали более 30 депутатов из всех парламентских фракций и Ассамблеи народа Казахстана.
Ниже приводится полный текст запроса.
 
Премьер-министру Республики Казахстан
г-ну Масимову К.К.
 
Председателю Нацбанка Республики Казахстан
г-ну Келимбетову К.Н.
 
Уважаемый Карим Кажимканович!
Уважаемый Кайрат Нематович!
 
В новом Послании народу Казахстана Глава государства дал поручения по направлению в экономику колоссальных средств из Национального фонда, в целях повышения структурной устойчивости экономики и предотвращения негативного воздействия на нашу страну мирового экономического кризиса. При этом Президент Н.Назарбаев особо подчеркнул долгосрочный характер таких инвестиций и их направленность на развитие реального сектора экономики.
В этой связи крайне возрастает роль эффективного использования и других имеющихся финансовых ресурсов.
Так, недавно группа депутатов Мажилиса Парламента направила депутатский запрос относительно сохранности средств ЕНПФ.
Ответные аргументы Нацбанка свелись к оправданию размещения средств ЕНПФ на депозитах и в облигациях банках второго уровня, поскольку «так было всегда».
Более того, поддерживающие эту точку зрения эксперты через СМИ начали уверять в правильности таких решений, ссылаясь на неизбежность рисков и то, что никто не может гарантировать сохранность накоплений будущих пенсионеров.
В чём тогда был смысл создания ЕНПФ и ликвидации конкуренции частных пенсионных фондов, если с точки зрения надёжности ничего не изменилось, зато многомиллиардные суммы теперь находятся в распоряжении единственного органа?
К тому же, этот орган выступает и регулятором банковского сектора, и кредитором банков, что однозначно создаёт конфликт интересов.
Считаем необходимым напомнить, что средства ЕНПФ не являются добровольными накоплениями, переданными банкам на хранение. Эти средства собираются в обязательном порядке со всех работающих граждан, а потому их природа иного характера.
Кроме того, сумма накоплений ЕНПФ составляет более 20 млрд.долл, что сопоставимо с объемами всей банковской системы.
Таким образом, это средства общенационального значения и масштаба; а потому они нуждаются в особом внимании и защите.
И самое главное: в управлении этими средствами должна быть обеспечена полная прозрачность и подотчётность перед обществом.
К сожалению, как показали события, Нацбанк оказался не в состоянии обеспечить ни соответствующей защиты, ни требуемой прозрачности в отношении средств ЕНПФ. Причём, ситуация с ЕНПФ заметно отличается от управления средствами Национального фонда, также находящегося в компетенции Нацбанка. Но в этом скорее заслуга Совета по управлению Национальным фондом, возглавляемого лично Главой государства. В случае же с ЕНПФ, и управление его средствами, и руководство Советом оказались сосредоточены в Нацбанке, что явно не пошло им на пользу.
В результате, столь огромная масса средств не находит должного применения, а под влиянием девальвации и неэффективной инвестиционной политики, активы ЕНПФ подверглись серьёзному обесцениванию.
И это в то самое время, когда реальная экономика остро нуждается в длинных и недорогих деньгах, и именно в этом направлении работают средства наиболее успешных пенсионных фондов в мировой практике.
В этой связи считаем более целесообразным направить средства ЕНПФ на реализацию программ по индустриализации и диверсификации экономики. Тем самым будут созданы условия для повышения доходности ЕНПФ и удешевления средств для реального сектора. А накопления, вложенные в современное и конкурентоспособное производство, будут максимально защищены от колебаний валют и девальвации.
Привязка ЕНПФ к облигациям и депозитам банков второго уровня неспособна обеспечить подобный процесс напрямую, так как банки естественно заинтересованы в первую очередь в собственной быстрой прибыли.
Очевидно, что и Нацбанк в данном случае выступает «узким местом» перетока средств ЕНПФ, поскольку не смог предложить других подходов.
Кроме того, в результате проведённой в прошлом году реформы, изменилась и концепция развития пенсионной системы РК: отказавшись от чисто накопительной перспективы, она де-факто трансформировалась в смешанную, где важную роль играет солидарная часть в виде базовых выплат, по-прежнему финансируемых из бюджета.
Тем самым, ответственность за её исполнение остаётся на Правительстве, которое в нынешнем формате, отвечая и за исполнение пенсионных обязательств государства, и за диверсификацию экономики, вместе с тем, отделено от глобального инструмента, напрямую связанного с этими задачами.
На основании вышеизложенного, просим Вас рассмотреть вопрос о передаче управления ЕНПФ в компетенцию Правительства, как органа, отвечающего за социально-экономическое развитие страны и подотчётного Парламенту РК, для проведения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики через НУХ «Байтерек» и другие институты развития.

С уважением,
депутаты Мажилиса Парламента РК