01
Июль

На чем должен ездить казахстанский чиновник? - Газета 'Готовые решения '

Готовые решения (Атырау), № 24 (24), 23.06.2014г.
Тише едешь - бюджет целее
Президент страны неоднократно давал руководителям государственных органов указание в целях экономии бюджетных средств отказаться от приобретения дорогостоящих автомобилей зарубежных брендов и пересесть на машины, которые собирают в Казахстане. Как выполняется это указание?
По словам руководителя ТОО «Allur Auto» АО «Агромашхолдинг» Серика Ажимуратова, автомобили, производимые в нашей республике, полностью соответствуют оригиналам. Разве что изначально мощности в них закладывались согласно нашему, отечественному, ГОСТу.
- Большинство госучреждений, а также компаний с государственным участием нацелены на то, чтобы приобретать автомобили у нас, - утверждает Ажимуратов.
Правда, существуют сложности с оформлением бюрократических процедур при проведении конкурсов, что отнимает массу времени и сил.
А вот депутат мажилиса Елена Никитинская настроена менее оптимистично. По ее словам, хотя продукция «Аллюр Авто» и «Азия Авто» признана уже самыми авторитетными зарубежными ассоциациями автомобильной промышленности, отечественные чиновники почему-то предпочитают приобретать зарубежные «оригиналы». Это негативно сказывается на положении дел в отечественном автопроме.
Например, по данным депутата, производственные мощности «Азия Авто» загружены менее чем наполовину. В текущем году в том числе из-за сокращения объемов государственных заказов завод вынужден был снизить плановые показатели производства до 28 тысяч автомашин в год. И это при том, что он может выпускать ежегодно до 60 тысяч автомобилей.
- Чиновникам, желающим ездить на престижных авто зарубежного производства и таким образом фактически поддерживающим зарубежный автопром, нужно рекомендовать приобретать их на собственные средства, - не без иронии констатировала Никитинская.
Депутатская фракция партии «Акжол» неоднократно обращалась в правительство с просьбой рассмотреть вопрос обоснованности проводимых государственных закупок. В том числе связанных с приобретением служебного автотранспорта. И кое-какой результат достигнут. Так, по итогам проведенных за
последние два года тендеров можно сделать вывод, что услугами отечественных автопроизводителей сегодня пользуются депутатский корпус парламента, Министерство чрезвычайных ситуаций, Комитет национальной безопасности и ряд других правоохранительных структур.
В то же время, как сообщила Никитинская, на сайте государственных закупок Казахстана размещены семь объявлений о тендерах на приобретение дорогих авто, из которых видно, что, например, Министерство обороны РК планирует приобрести два дорогих автомобиля стоимостью 11,6 миллиона тенге каждая. Остальные покупатели - это большей частью региональные исполнительные и представительные органы. Но и их аппетиты, как говорится, внушают. Так, руководители маслихата Южно- Казахстанской области считают, что им нужны авто представительского класса за 12,8 миллиона тенге. При этом заказчик настаивает на цвете кузова «черный металлик», двигателе объемом не менее 3778 кубических сантиметров и мощностью в 290 лошадиных сил. Машина обязательно должна «разгоняться до 100 км/час» за 7,3 секунды и иметь максимальную скорость в 240 километров в час.
- При этом абсолютно непонятно, зачем руководству маслихата ЮКО нужен служебный автомобиль с такими явно спортивными техническими характеристиками? - отмечает Никитинская. - И на каких дорогах Казахстана они предполагают двигаться со скоростью 240 км/час?
Запросы аппаратов акима ЮКО и Алматинской области скромнее. Правда, ненамного. Согласно условиям тендера в Южном Казахстане, объявленного 30 мая с.г., цена одной машины представительского класса не должна превышать 8,7 миллиона тенге, при этом там собираются сделать покупки на общую сумму миллиона тенге. Акимат Алматинской области претендует только на два внедорожника по 8 миллионов тенге каждый.
Аппарат акима Целиноградского района планирует закупить авто за 11,1 миллиона тенге, представительского класса, с пятиступенчатой коробкой передач T-Tronic, с не менее чем шестью подушками безопасности, усилителем экстренного торможения, декоративной отделкой элементов интерьера вставками «под дерево», климат- контролем, регулировкой руля по углу наклона и мультифункциональным рулем.
Самый            крупный лот, как сообщила мажилисвумен разместило хозяйственное управление акимата              Алматы
на сумму 160 миллионов тенге. Стоимость приобретаемых машин составляет от 7 до 15 миллионов тенге. В Атырауской области закупают дорогие авто на общую сумму 150 миллионов тенге.
- В качестве обоснования столь расточительных закупок указывается необходимость обслуживания зарубежных гостей, делегатов форумов и так далее, - говорит Никитинская. - При этом хочется напомнить нашим чиновникам, что иностранные делегации, как правило, с недоумением смотрят на подобное гостеприимство. Глава государства отмечал, что в развитых зарубежных странах люди давно уже ездят на малолитражных автомобилях. Приобретение дорогих машин за счет средств налогоплательщиков - непозволительная роскошь.