По проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства»- выступление на пленарном заседании Мажилиса 9 октября 2013 года

» Пресс-релизы » По проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства»- выступление на пленарном заседании Мажилиса 9 октября 2013 года

23.10.2013, 00:00

9 октября 2013 года,  пресс-служба ДПК «Ак жол»
Принятие данного Закона, по заявлению разработчика, будет способствовать реализации Концепции новой бюджетной политики на первом этапе и повлечет положительные правовые и социально-экономические последствия.
Но вызывает вопросы то, какими средствами планируется достичь заявленных результатов.
Так, предполагается введение нового понятия «бюджетные инвестиции посредством формирования и/или увеличения уставного капитала юридического лица из республиканского и местного бюджета», где в качестве обоснования указано – вводится новое понятие, необходимое в рамках бюджетного кодекса.
Получается, что вместо усовершенствования бюджетной политики, в неё закладываются старые недостатки, когда само действие или программа используется как обоснование себя самой. Именно за такую подмену требований мы критикуем из года в год правительство, когда показатели достижения целей программы указываются те же самые, которые составляют мероприятия этой программы.
Наглядный пример: в прошлом отчёте Счетного комитета приводилось, как в показателях достижения цели по программе «увеличение уставного капитала» ряда АО в системе министерства здравоохранения указывалось…  приобретение такого-то числа акций. Но ведь действительной целью в данном случае должны были выступать снижение заболеваемости, увеличение койко-мест и т.д., но никак не трата денге сама по себе.
 
Другой момент: в статью 32 вносится новый пп.5-2, в котором говорится, что «за каждой бюджетной программой закрепляется руководитель бюджетной программы – должностное лицо администратора бюджетных программ, обеспечивающее планирование и исполнение бюджетной программы. Руководитель бюджетной программы несет установленную законами РК ответственность за некачественное планирование и недостижение результатов бюджетной программы».
Напрашивается вывод (и он совершенно справедливый), что до настоящего момента никто не нес персональной ответственности за исполнение бюджетных программ. Так и было, поскольку ответственность администратора означала ответственность госоргана, а не конкретного лица. И это приводило к размыванию ответственности.
Но предлагаемая редакция данного пункта не раскрывает, каким  образом будет оцениваться некачественное исполнение программы, и какую именно ответственность будут нести руководители бюджетных программ. Будут ли увольняться чиновники, провалившие исполнение бюджетных программ? На мой вопрос об этом в ходе вчерашнего заседания Комитета по финансам и бюджету министр экономики не смог дать определённого ответа. Но какой тогда толк от выговоров и т.п., если этот руководитель впустую потратил миллиарды бюджетных средств? Так что и тут до реального улучшения бюджетной дисциплины весьма далеко.
 
Законопроект вводит ряд норм, которые могут способствовать бесконтрольному использованию бюджетных средств. В частности, предусматриваются бюджетные инвестиции на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач, не прошедших этапы планирования, но имеющие положительное предложение Республиканской бюджетной комиссии. По ним допускается возможность корректировок в сторону увеличения за счет расходов бюджетной программы на новые инициативы. Бюджетные инвестиционные проекты и бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, направленные на реализацию особо важных и требующих оперативной реализации задач включаются  в проект бюджета с отлагательным условием по предоставлению недостающей документации. Но подобный подход создает условия неконтролируемого роста затрат по данным видам расходов.
Мы из года в год в отчётах счетного комитета и правительства встречаем неэффективное использование бюджетных средств именно по причине непроработанности проектов. А теперь делаем это пусть и редким, но всё же правилом?
 
Далее, законопроектом предусматривается фактическая децентрализация контрольных функций мониторинга бюджетных инвестиций при участии государства в уставном капитале юридических лиц. Если ранее мониторинг и оценку данных инвестиций должен был осуществлять уполномоченный орган по государственному планированию, то теперь мониторинг будут осуществлять сами администраторы бюджетных программ.
Но ведь этот подход создаёт конфликт интересов и возможности для различных манипуляций как с бюджетными средствами, так и с контролем за их использованием, поскольку и то и другое оказываются в одних руках. Такая инициатива вызывает серьёзные вопросы, особенно учитывая возможность её широкого применения при финансировании государственных инвестиционных проектов.
 
Наконец, предполагается  введение новых видов расходов на консультативное сопровождение концессионных проектов. В качестве обоснования данной нормы в пояснительной записке к законопроекту указывается. Что это необходимо в связи с низким качеством разработки концессионной документации и подготовки концессионного проекта в целом. Предусматривается что юридическое лицо, уполномоченное Правительством РК компетенцией по сопровождению проектов для госорганов. Будет осуществлять качественную подготовку проектов от создания концепции проекта до заключения договора концессии путем привлечения квалифицированных экспертов, аккумулирования знаний в одном центре, ведения  переговоров с потенциальными инвесторами, а также сотрудничества с международными институтами.
А что, у самого правительства или концессионеров уже недостаточно профессионализма или компетентных кадров, чтобы выполнять эту роль самому? И зачем нужны такие некомпетентные органы или инвесторы, которые неспособны адекватно подготовить проект?
 
В целом, при заявляемых безусловно положительных и актуальных целях законопроекта, предложенные в нём средства не соответствуют поставленным целям и задачам.
Вряд ли предлагаемые новеллы можно признать реальным совершенствованием системы государственного планирования, ориентированной на результат.
С учётом вышеизложенного, фракция ДПК «Ак жол» не поддерживает данный законопроект.