Требование Минздрава о необходимости разрешений на возобновление деятельности бизнеса незаконно – обращение «Ак жола» в Правительство

» Выступления » Требование Минздрава о необходимости разрешений на возобновление деятельности бизнеса незаконно – обращение «Ак жола» в Правительство

18.08.2020, 17:52

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В ходе поездок в регионы депутатов Мажилиса Парламента РК-членов фракции Демократической партии «Ак жол» и встреч с предпринимателями, со стороны МСБ высказывается обоснованная критика по поводу обязательности получения разрешения на возобновление работы после карантина через сайт Infokazakhstan.kz. Более того, со стороны Министерства здравоохранения прозвучало утверждение, что дальнейшая деятельность бизнеса без регистрации на этом сайте якобы является «незаконной». 

При помощи ЭЦП предприниматель регистрируется на данной платформе, скачивает правила по открытию и готовит объект для посещения специалиста СЭС или открытия. Предприниматели должны будут загрузить заявку, которая составлена СЭС и содержит необходимые данные для открытия. 

Таким образом, создается еще один административный барьер для предпринимателя, фактически – новый вид разрешения для осуществления предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации и постановки на налоговый учёт.

Вместе с тем, согласно статье 106 Предпринимательского кодекса, государственное регулирование в сфере разрешений и уведомлений заключается во введении разрешительного или уведомительного порядка осуществления субъектами предпринимательства отдельных видов деятельности или действий только в соответствии с Кодексом и Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». 

При этом, в Законе «О разрешениях и уведомлениях» предусмотрены исчерпывающие перечни разрешений и уведомлений. Необходимо отметить, что позицией 120 приложения 2 к данному Закону предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта высокой эпидемической значимости нормативным правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, где данный вид заключения указан как бессрочный.

С этой точки зрения, после прекращения карантина любой предприниматель может возобновить свою работу без дополнительных разрешений.

То есть, предприниматель, который до введения режима ЧС и карантина имел разрешение на деятельность и соответствовал всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, не обязан получать новое разрешение, тем более, не предусмотренное Предпринимательским кодексом и Законом «О разрешениях и уведомлениях». 

По иерархии законодательных/нормативных актов, приказы министра здравоохранения и даже постановления Правительства не могут доминировать над требованиями Закона, и тем более – Кодекса, не могут отменять их или вводить новые, не предусмотренные в Кодексе и Законах требования.

Такие меры и ограничения могли вводиться в условиях Чрезвычайной ситуации, но режим ЧС закончился в мае месяце т.г., а следовательно, подобные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности являются нарушением законных прав предпринимателей.

Статьей 14 Предпринимательского кодекса предусмотрена презумпция добросовестности бизнеса, когда в процессе государственного регулирования предпринимательства при исполнении субъектами предпринимательства своих обязанностей или реализации предоставленных им по закону прав априори предполагается добросовестность их действий.

То есть, основанием для новых ограничительных мер (и то лишь в отношении конкретного субъекта бизнеса) должно послужить выявленное и доказанное нарушение в санитарно-эпидемиологической сфере данным конкретным субъектом предпринимательства. Если этого нет, то предприниматель считается добросовестным, и никакого дополнительного разрешения для возобновления деятельности он получать не обязан.

Кроме того, вызывает вопросы работа мониторинговых групп акиматов по соблюдению норм эпидемиологической безопасности. Такие группы состоят из представителей различных местных госорганов и общественных активистов, однако их правовой статус не регламентирован тем же Кодексом или Законами. Если на время действия ЧС ограничение прав и свобод допустимо, то после снятия режима ЧС полномочия и само создание мониторинговых групп также подлежат изучению на соответствие Закону.

К тому же работа этих групп зачастую сводится лишь к карательным мерам, неизменно сопровождается огромными штрафами и нарушает порядок проведения проверок, установленный Предпринимательским кодексом. 

Так, проверки проводятся без предупреждения, графика СУР и предварительного уведомления об их назначении. Штрафы выписываются по статьям 425 (Нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов) и 462 (Воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований) КоАП РК. 

Но ни одна из этих статей не входит в компетенцию ни представителей акимата, ни представителей полиции, ни общественных активистов, включенных в состав мониторинговых групп

Поэтому деятельность этих групп требует законодательного регламентирования, либо их ликвидации, т.к. легитимизации в Кодексе их деятельность является незаконной. 

В случае же регламентации, настоятельно необходимо прописать права и меры защиты прав предпринимателей, основания и порядок проведения подобных проверок, а также порядок оспаривания их результатов.

Необходимо отметить, что Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» также никто не отменял.

Впоследствии карантинных мер, бизнес понес колоссальные убытки и введение новых разрешительных процедур для возобновления деятельности после ослабления карантина создает труднопреодолимые препятствия для предпринимателя, с учетом того что электронная платформа InfoKazakhstan не справляется с потоком заявок, а самые незначительные несоответствия санитарным нормам вплоть до неправильно одетых масок, караются штрафом, размер которого зачастую является неподъемным для ослабленного предпринимателя.

Учитывая вышеизложенное, уважаемый Аскар Узакпаевич, ДПК «Ак жол» считает необходимым установить разумный баланс применения противоэпидемиологических карательных мер с элементарными правами предпринимательства, закрепленными законодательством РК.

С уважением,

Председатель партии

Депутат Мажилиса                 

       А. Перуашев