15
Октября

В центральном офисе демократической партии «Ак жол» провели обсуждение поправок в закон «О выборах» с участием вице-министра юстиции Натальи Пан

https://t.me/peruash/3176

В центральном офисе демократической партии «Ак жол» провели обсуждение поправок в закон «О выборах» с участием вице-министра юстиции Натальи Пан.
Наталья Виссарионовна рассказала о подготовленных Минюстом изменениях по поручению Президента: о распространении существующей 30%-квоты в партийных списках кандидатов в Мажилис и маслихаты для женщин и молодёжи - также и на граждан с ограниченными возможностями; а также о применении этой квоты не только при выдвижении кандидатов, но и при распределении депутатских мандатов.

В целом, поддерживая данные нормы, мы ранее направили в Минюст таблицу своих предложений к готовящемуся законопроекту.
Предложения Демпартии «Ак жол» связаны с обеспечением прозрачности выборного процесса в целом и с устранением проблем, выявившихся в ходе реализации предыдущих изменений закона «О выборах».
В частности, мы предлагаем:
 ⁃ Ввести видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов, с фиксацией на камеры каждого бюллетеня и отметки на нем, при их подсчете избирательными комиссиями;
 ⁃ Аккумулировать полные видеозаписи хода голосования и подсчета голосов на едином сервере Центризбиркома, для просмотра при оспаривании результатов или нарушений хода голосования;
 ⁃ Либо позволить транслировать эти процессы в интернет, в режиме on-line.
 ⁃ Считаем, что затрат бюджета можно избежать, если наделить правом видеонаблюдения официальных представителей политических партий, выделив им соответсвующее место для установления камер видеомониторинга.
 ⁃ Пакет содержит и другие предложения, направленные на обеспечение открытости и прозрачности выборов.

В части решения проблем, возникших при реализации предыдущих изменений, предложили:
 ⁃ Уточнить формулировку о представительстве в партийных списках женщин, молодёжи и (теперь) кандидатов с ограниченными возможностями. По опыту январских т.г. выборов в маслихаты, территориальные избирательные комиссии (ТИКи) требовали наличия в списках обеих категорий: И женщин, И молодёжи. Возникали ситуации, когда при выдвижении, например, в сельском районе партийного списка из 2-3 кандидатов, в него приходилось добавлять и женщин, и молодёжь (даже если это была молодая девушка, ТИКи требовали второго кандидата, так как в законе дословно сказано о двух категориях лиц), а чтобы они составляли 30% - приходилось искусственно расширять список до 6 и более человек. При этом, за каждого кандидата необходимо уплачивать регистрационный взнос, выполнять иные процедуры.
 ⁃ В этой связи полагаем правильным оставить на усмотрение самих партий заполнение данной квоты кандидатами из числа женщин, молодёжи или граждан с ограниченными возможностями, исходя из кадрового состава данной партии. Тем более, когда речь идёт о местных маслихатах, где списки кандидатов не слишком большие и зарегулированность распределения мандатов не всегда продуктивна для политического процесса.
 ⁃ Другим вариантом может быть применение квотирования только к выборам в Мажилис и областные маслихаты, с исключением районных и городских маслихатов, где у партий парламентской оппозиции сегодня всего по 1-2 депутата, и выделение 30% из такого количества мандатов нереально.

 ⁃ Ещё более чувствительным для Демпартии «Ак жол» оказался опыт первых выборов сельских акимов нынешним летом. При презентации поправок в выборное законодательство по этому вопросу весной т.г., госорганы заявляли, что отныне снимают барьер для предпринимателей, в виде требования стажа госслужбы. Вместо этого будет достаточен аналогичный стаж руководства предприятием. При обсуждении закона в Мажилисе, разработчики заявляли, что названный барьер имелся в подзаконных актах, и там же будет поставлен на утрату.
 ⁃ Однако летом т.г., при выдвижении Демпартией «Ак жол» 140 кандидатов в акимы сёл и городов районного значения, 81 кандидату нашей партии из числа предпринимателей, отказали в регистрации именно в связи с отсутствием стажа госслужбы. Парадоксально, но люди, обеспечивающие работой десятки и сотни семей в собственных населенных пунктах оказались «недостойны» возглавлять эти же сёла и города из-за бюрократических игр.

Ещё по ходу выдвижения и первых отказов ТИКов в регистрации, я обратился в Центризбирком с требованием урегулировать вопрос, в ответ на что сообщили, что наше требование перенаправлено в … Агентство по делам госслужбы. В общем, переписка с госорганами затянулась до 16 августа; тогда как сами выборы прошли 25 июля. В итоге, 58% кандидатов в акимы от Демпартии «Ак жол» были не допущены до выборов вопреки заявлениям, дававшимся при презентации предыдущих поправок в закон «О выборах».
 ⁃ В этой связи, мы предложили Минюсту внести норму о допуске к выборам акимов кандидатов, не имеющих стажа госслужбы, но имеющих аналогичный опыт руководства частными предприятиями, - прямо в закон «О выборах».
 
 ⁃ В обсуждении приняли участие депутаты Мажилиса от Демпартии «Ак жол», а также руководители региональных филиалов партии (в режиме видеоконференции). Наши коллеги с мест на своих примерах рассказали Н.Пан о проблемах практического применения выборного законодательства и своих пожеланиях к нему. С такими предложениями выступили Мейраш Шынасилова (Алматинская область), Серик Мергалиев (Западно-Казахстанская область), Асан Кошмамбетов (Жамбылская область), Махабат Жутаев (Костанайская область), Абзал Салыкбаев (Туркестанская область), Евгений Кинцель (Северо-Казахстанская область), а также коллеги из Карагандинской области, Алматы, Шымкента и других регионов.

Наталья Пан отметила, что в данном случае законопроект Минюста направлен на выполнение инициативы Главы государства по реализации права быть избранным граждан с ограниченными возможностями. В то же время, ряд предложений руководства демократической партии «Ак жол», в т.ч. связанные с видеонаблюдением за ходом голосования и подсчётом голосов, а также прав предпринимателей без стажа госслужбы быть избранными акимами сёл и городов - вице-министр юстиции назвала заслуживающими внимания. И вполне обоснованно, так как эти предложения вытекают из нашего большого практического опыта в избирательных кампаниях.

Заверил гостью, что если Минюст не сочтёт возможным учесть наши предложения на нынешнем этапе разработки законопроекта, они будут внесены депутатами фракции при поступлении указанного документа в Мажилис.