Азат Перуашев, лидер фракции партии «Ақ
жол», высказался по отчетам Правительства и Высшей аудиторской палаты
Республики Казахстан о выполнении республиканского бюджета за 2023 год,
передает Bizmedia.kz.
Фракция «Акжол» будет голосовать против отчёта правительства за 2023 год, — сразу начал Перуашев.
Первая причина, по его словам, — это провал в обеспечении доходов бюджета. Так, налоговые поступления в прошлом году при плане 14,3 трлн составили 13 трлн тенге, то есть лишь 90% от плана. При этом 3 трлн были изъяты у предприятий в виде авансовых платежей, то есть за прибыль, которой у них еще не было. Без учёта авансовых платежей налоговые поступления в бюджет составили лишь 10 триллионов или 70% плана. Это и есть реальная платежеспособность и реальный показатель состояния нашей экономики и бизнеса. Лишь 70% от того, что рисуют чиновники.
Возмещение
НДС в 2023 году сократилось в два раза и показало худший результат за последние
9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594
миллиарда. То есть, налоговая политика в 2023 году не только не обеспечила
запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьезный ущерб интересам
предприятий, вымывая и замораживая оборотные средства. Если учесть базовую
ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанных в НДС
условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 млрд тенге. Прямым
следствием этих подходов стало критическое ухудшение налоговых поступлений в
первом квартале текущего года, так как деньги были изъяты заранее, — говорит
он.
Бюджет 2023 года также был поддержан за счёт новых займов. Но займы, как он отметил, — это такая засада, где вход рубль, а выход два. За три года расходы на их обслуживание выросли в два раза. В 2023 году на эти цели было направлено 4,258 трлн тенге, или почти треть от всех ненефтяных доходов. Как говорится, берёшь чужие деньги на время, а отдавать нужно свои и навсегда.
Вторая причина нашей критики — ставшее хроническим раздвоение расходной политики правительства, рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза, а доля бюджетов развития — даже вдвое. Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета банально проедается, без намёков на восстановление, — говорит он.
Определённый оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4%. Но нужно учитывать, что около половины этой отрасли составляет металлургия, металлообработка и нефтепереработка. Ещё 5% — это производство муки и хлеба. То есть наша обрабатывающая промышленность — это в основном лишь первые переделы природного сырья. А до массового производства сложной и технологической продукции ещё очень и очень далеко.
И тем более неизвестно, какую долю в этом росте составляет скрытый реэкспорт к соседям, а сколько завышенная оценка внутри страновой ценности собираемой техники. Неслучайно президентом Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении. Отдельные предприятия уже реализуют этот подход, но нужно, чтобы он стал общим жёстким требованием господдержки ко всему спектру промышленного производства, — отметил он.
Третья причина — сохраняющаяся паразитарная роль госпредприятий. Квазигосударственный сектор составляет около 40% ВВП, но доля его валовой добавленной стоимости — всего лишь 14%. В структуре финансирования квазигостектора 80% занимают государственные вливания, а с рынка привлекается не более 20%.
Отдельная проблема — коррупциогенность закупок в квазигосекторе, которые вдвое больше объёмов госзакупок и составили в прошлом году 3,8 трлн тенге. По некоторым данным, 80% всех коррупционных преступлений совершается именно в этой сфере. При этом в 2023 году объём закупок из одного источника, то есть закрытых от конкурентов и по максимальным ценам, вырос в 3,3 раза — до 2 трлн и стал основным методом затрат квазигоссектора, — отметил он.
По его словам, необходимо радикально пресечь закупки из одного источника как таковые. Квазигосударственный сектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки. Так, за пять лет госбюджет погасил долги квазигосударственных предприятий на 480 миллиардов. И, судя по данным за 2023 год, эта тенденция только нарастает.
В качестве дивидендов в 2023 году Квазигосектор перечислил в бюджет 1 трлн 380 млрд, из которых 1 трлн 26 млрд стали результатом покупки национальным банком акций компании КазМунайГаз. Эта схема приобретения госорганом акций компании, уже созданной государством и принадлежащей государству, вызывает вопросы в обществе и, по нашему мнению, требует отдельного обсуждения в парламенте. Тем более, что недавно было заявлено об аналогичном решении в отношении национальной компании «Казатомпром».
В Демпартии Акжол убеждены, что и без выкупа госорганами акций нацкомпаний, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение фракция направила находящейся на обсуждении проект бюджетного кодекса, и они будут настаивать на своей позиции. А без учета дивидендов от покупки КазМунайГаза субъекты квазигосударственного сектора вернули в бюджет в 2020 году только 260 млрд, то есть лишь 10% от чистого дохода, что они считают оскорбительным для государства и общества.
С
учетом этих и других, повторяющихся каждый год претензий к использованию
народных денег, а также реализации конституционной реформы президента Токаева,
фракция Акжол предлагает наделить мажилис правом проведения парламентских
расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым высшей
аудиторской палатой. На основании вышеизложенного Демпартия Акжол считает
работу предыдущего правительства за 2023 год неудовлетворительной и голосует
против предложенного отчета, — подытожил он.