Выступление
зам.руководителя фракции «Ак жол»,
Председателя Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Ерлана Барлыбаева на коллегии Министерства торговли и интеграции РК, 12 января 2023 г.
Хотел бы тезисно
остановиться на следующих отдельных вопросах:
1.Социально-значимые
продовольственные товары. Я поддерживаю решение министерства
об отказе от изжившей себя практики сдерживания цен на социально-значимые
продовольственные товары и предоставлении по ним адресной социальной помощи
гражданам. Поскольку в данном случае акиматы для сдерживания цен заключают
договоры с производителями товаров, последние вынуждены снижать стоимость
сырья, в итоге - страдают сельхозтоваропроизводители, которые недополучают
прибыль и средства на развитие своего дела. Считаем, что важно в целом повышать
доходы населения, и тогда продуктовая инфляция не будет сильно отражаться на их
доходах.
2. Казахстан строит рыночную
экономику, так давайте придерживаться рыночных методов регулирования. Возьмем
сельскохозяйственную отрасль. Считаем, что здесь регулирование должно быть за
счет выплаты субсидий (когда мы хотим,
чтобы производили больше определенных товаров и таким образом обеспечивали
продовольственную безопасность) и установления таможенной
пошлины. Никаких квот и запрета на экспорт определенной продукции быть не
должно. Приведем пример, большие дискуссии среди трейдеров и производителей
вызвало недавнее решение о введении экспортной пошлины на семена подсолнечника
в размере 100 евро. Вроде рыночный подход, но вместе с тем, вызывает вопрос,
почему именно 100 евро? На каких данных был основан анализ введения пошлины на
экспорт? К примеру, мы выращиваем … тысяч тонн семян подсолнечника, в виде
подсолнечного масла внутренняя потребность составляет … тысяч тонн. Излишки
товаропроизводитель может отправить на переработку либо экспорт, но тут
вмешивается государство и устанавливает таможенную пошлину. Если трейдер
захочет вывезти, он все равно экспортирует сырье, но заплатит меньше
производителю, который опять же потеряет доход и не сможет дальше развиваться.
В этой связи,
почему бы не начать, скажем с 50 евро? И эти же 50 евро платить субсидии
сельхозтоваропроизводителям, которые сдают на переработку. Тогда у бизнеса
будет выбор: сдать сырье на переработку и получить государственные дотации или
экспортировать, но заплатить пошлину. И не нужны будут дополнительные расходы
бюджета на выплату государственной поддержки, поскольку выплачиваемая в бюджет
пошлина может пойти на субсидии. Итак по любой группе товаров, но в основе
безусловно должен быть глубокий анализ и достоверные данные по производству,
переработке и внутренней потребности.
Мы абсолютно не
против таможенных пошлин, но их введение должно быть четко просчитанным и
экономически обоснованным.
3. Обязательная маркировка товаров. Наша партия
«Ак жол» неоднократно поднимала вопрос о целесообразности введения обязательной
маркировки отдельных видов товаров, что привело к росту непроизводственных
расходов и увеличению себестоимости товаров. Госорганы уверяли нас, что целью
маркировки является «пресечение» контрафактной продукции и теневой экономики.
Но тогда почему обязательная маркировка коснулась социальных товаров (обувь,
лекарства), а не к примеру, алкоголя, где доля контрафакта и теневых оборотов
самая высокая? Также речь шла и о молоке, где введение маркировки по
предварительным расчетам приведет к росту стоимости молочной продукции на 39%.
Кроме того, большой
вопрос вызывает и тот факт, что платежи от обязательной маркировки поступают на
счет частной компании. Почему не в бюджет? Помнится, у нас уже были такие
прецеденты, когда сбором, транспортировкой, переработкой и утилизацией всех
отходов стала заниматься частная компания «Оператор РОП». Чем все
закончилось, мы все знаем.
В этой связи, в
очередной раз просим Правительство ответственно подойти к данному вопросу и
рассмотреть предложение о полном отказе от обязательной маркировки на
внутреннем рынке Казахстана, хотя бы на товары первой необходимости (продукты
питания, одежда, обувь).
4. Инфляция, импорт и базовая
ставка. Партия
«Ак жол» неоднократно поднимала вопрос о необходимости смягчения
денежно-кредитной политики Национального Банка. Постоянно повышая базовую
ставку, которая сегодня составляет 16,75 %, никак не снизить инфляцию, а
значит и цены, в особенности на продовольственные товары.
Высокая базовая
ставка наносит основной удар по реальному сектору экономики. В первую очередь
она бьёт по аграриям. При существующей базовой ставке банки выдают кредиты под
20–25%. Такие кредиты просто невозможно окупить, что не позволяет бизнесу
развиваться и производить больше товаров, которые мы вынуждены ввозить – доля
импорта в потреблении продовольственных товаров по данным Бюро национальной
статистики на сегодняшний день составляет порядка 23 %, а непродовольственных около 58 %. Вместе с импортной
продукцией, мы получаем и импорт инфляции. Так называемый бег по кругу. В целом
сложившаяся ситуация наносит ущерб в первую очередь наиболее уязвимым слоям
населения.
В связи с
изложенным, для развития несырьевых отраслей и снижения зависимости страны от
импорта товаров, настоятельно рекомендуем отойти от ужесточения
денежно-кредитной политики Национального Банка.
Также в связи с
нежеланием банков второго уровня кредитовать бизнес структуры, считаем
необходимым обязать их финансировать корпоративный сектор в размере 50 % от
своего портфеля.
5. Стратегия развития как отдельной
отрасли, так и экономики Казахстана в целом. Прежде чем
принимать какие-либо управленческие решения, необходимо иметь объективные
данные о том, что и в каком объеме мы производим, сколько составляет внутреннее
потребление и значит, какое количество сырья и готового товара можно
безболезненно отправить на экспорт. Приведу простой пример, по данным Бюро
национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам в
стране произведено в 2021 году молока всех видов более 6,2 млн. тонн, согласно
сведений Министерства сельского хозяйства – уже около 6,1 млн. тонн. По
экспорту-импорту 2021 года вообще цифры разнятся: Бюро Нацстатистики – экспорт
молока и сливок сгущенных составляет 1560 тонн, Министерство сельского
хозяйства – 118 тонн, импорт – 37689 тонн и 14370 тонн соответственно. Данные
двух государственных органов значительно разнятся, непонятно какая методология
лежит в основе сбора и подсчета официальных статистических данных. Какие из
этих цифр наиболее верные? Это крайне важный практический вопрос, без решения
которого многие действия предпринимаются госорганами вслепую.
Призываем коллег в министерствах и правительстве в целом к совместной работе. Фракция «Ак жол» готова оказывать всемерное содействие в решении обозначенных проблем.
Благодарю за
внимание.