23
Май

"Акжоловцы" посетили премьеру фильма об Ахмете Байтурсынулы

Вчера с коллегами Казыбеком Иса, Бериком Дюсембиновым, Султан Ханом Аккулы, Шарипом Амантай и другими, сходили на т.н. «предпросмотр» фильма об Ахмете Байтурсынулы «Соңғы үкім” (Последний приговор).

В последние годы имя движения/партии/Республики Алаш и его лидеров шаг за шагом выходят из тени. Меня, как человека, продвигавшего идею Алаш с парламентской трибуны в те годы, когда это всячески пресекалось с самого верха (а за каждым подобным нашим выступлением следовали беседы «на повышенных тонах» в Акорде), - сам факт нынешней, я бы даже сказал, многострадальной популярности героев Алаш, – может только радовать.

Но как всегда, популярность имеет и обратную сторону. Появляется много публикаций, где авторы толкуют идеи и дела предвестников Независимости, «подгоняя» их под свои представления, порой совсем далёкие от реальности. И, к сожалению, таких «слишком вольных толкований» гораздо больше, чем серьёзных и обоснованных произведений. Запретить это нельзя – у каждого из нас свой Абай и свой Алихан, – но подменять реальных героев, их поступки и мысли своим «додумыванием», всё же крайне сомнительно. 

Признаюсь, такие опасения испытывал и получив приглашение на этот предпросмотр. Тем более, что речь шла о художественном фильме - жанре, где авторский вымысел не исключение, а правило.

Вопреки опасениям, фильм получился. Причём получился и по актёрской игре, и по широте материала. Да, это не голливудский блокбастер, в ленте мало зрелищности, отношения некоторых героев, наверно, можно было показать ярче; некоторые эпизоды (на мой дилетантский взгляд) сыроваты.

Но одновременно, сюжет насыщен знаковыми  фигурами, событиями, отсылками на поворотные моменты в судьбе нашего народа (Каракаралинская петиция – выпуск газеты «Қазақ» - восстание 1916 г. – II Общеказахский съезд в Оренбурге и создание автономии (Республики) Алаш - гражданская война и взаимодействие с белыми – заседание Совнаркома в августе 1920 г., создание Казахской (Киргизской) автономной республики и признание её территории – образование государственных учреждений КАССР, претензии большевиков – политические репрессии). Думаю, что личность Ахмета Байтурсынулы как признанного всеми Учителя нации (Ұлт Ұстазы) не менее убедительно можно было показать через его просветительскую и организаторскую деятельность, создание под его руководством по всему Казахстану множества школ, техникумов и вузов, разработку учебников и т.д.. Но повторюсь, лента не документальная, а художественная.

Фильм опирается даже не на один сюжет, а скорее на ряд взаимосвязанных сюжетов, каждый из которых достоин отдельной киноленты. И выбранная автором сценария Галымом Доскеном линия любви Ахмета и Бадрисафы – удачная находка, позволившая показать масштабные исторические потрясения через судьбу и трагедию живых людей. Да ещё каких людей! Большое значение в этом успехе имеет работа актёра Азамата Сатыбалды, который не играл, а по-настоящему проникся ролью Ахмета и пониманием его значения для казахской нации. Не меньше труда вложила исполнительница главной женской роли Дарья Александрова, многие другие исполнители и участники проекта.

Личность Александры Журавлёвой и её жертвенного чувства к Учителю нации не первый раз привлекает внимание тех, кто интересуется движением Алаш. В 2015-2016 годах молодёжное крыло Демократической партии «Ак жол» в Мангыстауской области поставило спектакль «Бадрисафа» по пьесе драматурга Отена Ахмета, который наши юные соратники показали в Актау, Астане, Костанае и других городах.

В целом, «Соңғы үкім» затрагивает огромный пласт информации, заставляет задуматься о многих процессах, которые по сюжету были лишь обозначены, но без понимания которых восприятие фильма не будет полным. Надеюсь, что он заинтересует и подтолкнёт многих и многих наших соотечественников расширять свои знания об Алаш. И ещё  один момент – до вчерашнего дня мне казалось несправедливым, что наша киноиндустрия, даже повернувшись наконец, лицом к теме деятелей Алаш (ранее уже вышел и получил огромный резонанс фильм о Мыржакыпе Дулатулы), всё ещё обходит вниманием фигуру лидера Алаш Орды - Алихана Бокейхана. Во всех лентах о той эпохе, включая вчерашнюю премьеру, Алихан обязательно присутствует, но лишь в эпизодическом исполнении, тогда как именно он был координатором, двигателем и генератором самых прогрессивных начинаний Алаш, сплачивая и организуя своих единомышленников в лице тех же Ахмета, Мыржакыпа, Магжана, Халела, Мустафу и многих других. 

Но судя по всему, эта личность настолько масштабна, что и кинематограф, и общество должны дойти, «дозреть» до её понимания и тем более – до изображения на экране. И после вчерашней премьеры появилось ощущение, что алашеведы и киношники шаг за шагом, исподволь подбираются к этой задаче.

Ну и в заключение - не могу не добавить один личный момент. В эпизодах допросов и расстрела Учителя, мне явственно виделся мой дед Перуаш Каримулы – учитель, дважды арестованный в 1937 году за пропаганду Алаш-Орды и убитый в 1938 году в Акмолинской тюрьме НКВД. В возвращённом нашей семье в 2013 г. из архива НКВД письме, он писал из тюрьмы нашей бабушке, учительнице Ерке: «Құдай не жазса – соны көріп шыдаймыз… Кім озар екен?» (Что Богом предписано, то надо выдержать. Кто победит [вот что важно]?).

Жатқан жеріңіз жарық болсын, ата. Сіздер жеңдіңіздер. Алаш жеңді.