Вчера с
коллегами Казыбеком Иса, Бериком Дюсембиновым, Султан Ханом Аккулы, Шарипом
Амантай и другими, сходили на т.н. «предпросмотр» фильма об Ахмете Байтурсынулы
«Соңғы үкім” (Последний приговор).
В последние годы
имя движения/партии/Республики Алаш и его лидеров шаг за шагом выходят из тени.
Меня, как человека, продвигавшего идею Алаш с парламентской трибуны в те годы,
когда это всячески пресекалось с самого верха (а за каждым подобным нашим выступлением
следовали беседы «на повышенных тонах» в Акорде), - сам факт нынешней, я бы
даже сказал, многострадальной популярности героев Алаш, – может только
радовать.
Но как всегда, популярность имеет и обратную сторону. Появляется много публикаций, где авторы толкуют идеи и дела предвестников Независимости, «подгоняя» их под свои представления, порой совсем далёкие от реальности. И, к сожалению, таких «слишком вольных толкований» гораздо больше, чем серьёзных и обоснованных произведений. Запретить это нельзя – у каждого из нас свой Абай и свой Алихан, – но подменять реальных героев, их поступки и мысли своим «додумыванием», всё же крайне сомнительно.
Признаюсь, такие
опасения испытывал и получив приглашение на этот предпросмотр. Тем более, что
речь шла о художественном фильме - жанре, где авторский вымысел не исключение,
а правило.
Вопреки
опасениям, фильм получился. Причём получился и по актёрской игре, и по широте
материала. Да, это не голливудский блокбастер, в ленте мало зрелищности,
отношения некоторых героев, наверно, можно было показать ярче; некоторые
эпизоды (на мой дилетантский взгляд) сыроваты.
Но одновременно,
сюжет насыщен знаковыми фигурами,
событиями, отсылками на поворотные моменты в судьбе нашего народа
(Каракаралинская петиция – выпуск газеты «Қазақ» - восстание 1916 г. – II
Общеказахский съезд в Оренбурге и создание автономии (Республики) Алаш -
гражданская война и взаимодействие с белыми – заседание Совнаркома в августе
1920 г., создание Казахской (Киргизской) автономной республики и признание её
территории – образование государственных учреждений КАССР, претензии
большевиков – политические репрессии). Думаю, что личность Ахмета Байтурсынулы
как признанного всеми Учителя нации (Ұлт Ұстазы) не менее убедительно можно
было показать через его просветительскую и организаторскую деятельность,
создание под его руководством по всему Казахстану множества школ, техникумов и
вузов, разработку учебников и т.д.. Но повторюсь, лента не документальная, а
художественная.
Фильм опирается
даже не на один сюжет, а скорее на ряд взаимосвязанных сюжетов, каждый из
которых достоин отдельной киноленты. И выбранная автором сценария Галымом
Доскеном линия любви Ахмета и Бадрисафы – удачная находка, позволившая показать
масштабные исторические потрясения через судьбу и трагедию живых людей. Да ещё
каких людей! Большое значение в этом успехе имеет работа актёра Азамата
Сатыбалды, который не играл, а по-настоящему проникся ролью Ахмета и пониманием
его значения для казахской нации. Не меньше труда вложила исполнительница
главной женской роли Дарья Александрова, многие другие исполнители и участники
проекта.
Личность
Александры Журавлёвой и её жертвенного чувства к Учителю нации не первый раз
привлекает внимание тех, кто интересуется движением Алаш. В 2015-2016 годах молодёжное
крыло Демократической партии «Ак жол» в Мангыстауской области поставило
спектакль «Бадрисафа» по пьесе драматурга Отена Ахмета, который наши юные
соратники показали в Актау, Астане, Костанае и других городах.
В целом, «Соңғы
үкім» затрагивает огромный пласт информации, заставляет задуматься о многих
процессах, которые по сюжету были лишь обозначены, но без понимания которых
восприятие фильма не будет полным. Надеюсь, что он заинтересует и подтолкнёт
многих и многих наших соотечественников расширять свои знания об Алаш. И
ещё один момент – до вчерашнего дня мне
казалось несправедливым, что наша киноиндустрия, даже повернувшись наконец,
лицом к теме деятелей Алаш (ранее уже вышел и получил огромный резонанс фильм о
Мыржакыпе Дулатулы), всё ещё обходит вниманием фигуру лидера Алаш Орды -
Алихана Бокейхана. Во всех лентах о той эпохе, включая вчерашнюю премьеру,
Алихан обязательно присутствует, но лишь в эпизодическом исполнении, тогда как
именно он был координатором, двигателем и генератором самых прогрессивных
начинаний Алаш, сплачивая и организуя своих единомышленников в лице тех же
Ахмета, Мыржакыпа, Магжана, Халела, Мустафу и многих других.
Но судя по всему, эта личность настолько масштабна, что и кинематограф, и общество должны дойти, «дозреть» до её понимания и тем более – до изображения на экране. И после вчерашней премьеры появилось ощущение, что алашеведы и киношники шаг за шагом, исподволь подбираются к этой задаче.
Ну и в
заключение - не могу не добавить один личный момент. В эпизодах допросов и
расстрела Учителя, мне явственно виделся мой дед Перуаш Каримулы – учитель,
дважды арестованный в 1937 году за пропаганду Алаш-Орды и убитый в 1938 году в
Акмолинской тюрьме НКВД. В возвращённом нашей семье в 2013 г. из архива НКВД
письме, он писал из тюрьмы нашей бабушке, учительнице Ерке: «Құдай не жазса –
соны көріп шыдаймыз… Кім озар екен?» (Что Богом предписано, то надо выдержать.
Кто победит [вот что важно]?).
Жатқан жеріңіз
жарық болсын, ата. Сіздер жеңдіңіздер. Алаш жеңді.