Пресс-служба ДПК «Ак жол», 20 сентября 2017 г.
Если чиновник не согласен с инвестиционной политикой – он должен подать в отставку, а не саботировать поручения Президента. Транснациональная компания, признанная Президентом единственным реальным инвестором за 2016 год, не может получить обещанные преференции – заявил Азат Перуашев в депутатском запросе Правительству на сегодняшнем заседании Мажилиса. - У предпринимателей, поверивших презентациям о привлекательном бизнес-климате, создаётся впечатление «морковки перед носом», до которой невозможно дотянуться.
Ниже приводится озвученный текст запроса.
Наш запрос Премьер-Министру Республики Сагинтаеву Б.А. Как известно, Президент Назарбаев прилагает неустанные усилия, чтобы привлечь инвестиции. В частности, в 'План нации' вошли сразу шесть шагов по привлечению транснациональных корпораций (ТНК) в перерабатывающий сектор.
В этих целях Правительством были разработаны меры и правила по улучшению инвестклимата, такие же нормы вошли в Предпринимательский кодекс. Они выглядят очень привлекательно и не случайно фракция 'Ак жол' постоянно предлагает распространить их не только на крупный, но и на малый и средний бизнес.
Но проблема в том, что даже в отношении крупного бизнеса практические результаты вызывают справедливую критику.
Например, 25 августа т.г. Президент жёстко оценил работу нацкомпании 'Kazakh Invest'.
Глава государства сказал следующее, цитирую:
«…ставилась задача привлечь как минимум 10 транснациональных компаний в перерабатывающий сектор... В прошлом году запущено всего три совместных проекта. При этом компания, выпускающая 'Кока-колу', работает в стране ещё с прошлого века.
В текущем году кроме «ЭФКО» реально запущенных проектов всё ещё нет' - цитата окончена.
Я прошу запомнить эту компанию, которую Президент отметил как единственного инвестора за отчётный период.
Между тем, в депутатскую фракцию «Ак жол» поступают обращения как отечественных, так и иностранных инвесторов с просьбами об уточнении порядка применения действующих инвестпреференций, иначе у предпринимателей, поверивших презентациям о привлекательном бизнес-климате, создаётся впечатление 'морковки перед носом', до которой невозможно дотянуться.
Так, казахстанская компания «Азия Трафо» строит завод силовых трансформаторов в Шымкенте. Данный объект подходит под все требования приоритетного инвестпроекта. В связи с большими объёмами вложений, компания обратилась в Банк Развития Казахстана для частичного кредитования проекта.
Но теперь выясняется, что если на проект привлекались бюджетные средства, то предприятие не сможет воспользоваться преференциями.
Однако такой подход экономически некорректен, потому что если инвестор и взял кредит в банке, эти деньги он в любом случае обязан вернуть! Как говорится, берешь чужие - а отдавать надо свои.
Поэтому в том случае, если предприниматель полностью выплатил кредит банку с госучастием - он должен получить и право на применение инвестпреференций. Считаем, что нужно внести такое уточнение.
Иначе для чего все наши госпрограммы, если не для таких заводов? Только для торговых центров, что ли?
Другой пример, уже с участием той самой ТНК 'ЭФКО', которую как единственный успешный пример приводил Глава государства.
Эта компания в 2015 г. приобрела с торгов в банке имущество давно обанкротившегося завода, провела его реконструкцию и модернизацию, инвестировав более 30 млн долларов собственных средств. Запуск предприятия состоялся 1 июля 2016 г. с участием Президента Н.А.Назарбаева. Сегодня ЭФКО-Алматы выпускает 140 тонн пищевой продукции в день, успешно экспортирует товары в другие страны, на предприятии создано около 800 рабочих мест.
Но при обращении инвестора за положенными ему инвестиционными субсидиями, ему трижды официально отвечают, что минэкономики и минфин не согласны с этими преференциями и готовят их изменение.
Получается, чиновники министерств не согласны с действующим законом и не согласны с Президентом, который требовал привлекать инвесторов как для новых предприятий, так и через ре-инвестирование и глубокую модернизацию прежних производств - такое поручение прямо дано в статье Назарбаева «План нации», опубликованнойна официальном сайте Ак орды.
Наверно, чиновников больше устраивало бы, если бы ещё один заброшенный завод разрушался, а сотни людей оставались без работы. Разве мало у нас таких «памятников в степи» и груд металлолома вместо работающих предприятий?
Но если исполнитель в каком-то министерстве не согласен с поручением – он должен подать в отставку, а не саботировать политику Президента. Я уже как-то говорил, что проще и правильнее уволить чиновника, который не выполняет закон, чем менять законы по прихоти каждого нового чиновника. Правда они считают иначе: что лишь вчера принятые законы – парламент сегодня будет менять под их настроение.
Получается, когда инвестора - крупную международную компанию - звали к себе, мы обещали одно. А когда инвестиции внесены, завод запущен - мы говорим, что правила будут меняться. Даже в азартных играх такие действия называют разными нехорошими словами.
И где же тут гарантии защиты инвестиций? Где принцип необратимости закона? Что это за беззаконие? О каком инвестиционном климате можно говорить при таком отношении к единственному успешном проекту? Отсюда и проигранные международные суды по искам фармацевтических компаний. Отсюда и единичные наивные инвесторы.
Просто потому, что наши министерства работают по принципу - 'Обещать - не значит жениться'.
Но ведь нам поверили, вложили инвестиции, завод живет и работает.
А решение о предоставлении «ЭФКО Алматы» инвестсубсидий, отложено на неопределенный срок, хотя они прямо гарантированы законом.
Мы привели только два, наиболее вопиющих примера того, как проваливается инвестиционная политика и поручения Президента. На самом деле их гораздо больше.
В связи с вышеизложенным, фракция «Ак жол» просит Правительство разобраться с указанными вопросами и защитить интересы как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
С уважением, депутаты фракции 'Ак жол'