04
Август

Азат Перуашев: первый на постсоветском пространстве закон «О парламентской оппозиции» был разработан Демократической партией “Ақ жол”

https://t.me/peruash/13714

Считаю необходимым напомнить, что первый на постсоветском пространстве закон «О парламентской оппозиции» был разработан Демократической партией “Ақ жол” ещё в 2012 году — на основе доклада Венецианской комиссии Совета Европы о роли оппозиции в демократических парламентах за 2010 г. (подробнее см.: https://akzhol.kz/ru/blog/tekst-zakonoproekta-o-parlamentskoj ). В 2013 году законопроект Демпартии «Ак жол» был направлен на международную экспертизу и получил положительное заключение Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — №120/03/2012 от 28 марта 2013 года. https://akzhol.kz/ru/blog/zakljuchenie-bjuro-po-razvitiju-demokrat  По рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ, законопроект был доработан в 2014 г. и согласно Регламента, был направлен на заключение Правительства. Однако затем в течение шести лет документ блокировался правящей партией и исполнительной властью. Только после прямого поручения Президента К.Токаева на заседании Общенационального совета общественного доверия в декабре 2019 г., о принятии соответствующего закона, фракция «Ак жол» повторно внесла законопроект. На этот раз, в 2020 году он был принят в работу, одобрен Парламентом и подписан Главой государства. О перипетиях прохождения закона можно посмотреть здесь: https://akzhol.kz/ru/blog/v-mazhilise-nachata-rabota-nad-podgotov  https://t.me/peruash/4246  https://t.me/peruash/4467  https://t.me/peruash/6607  https://t.me/peruash/6608  Результатом принятия закона стал целый ряд системных изменений, которые сегодня воспринимаются как само собой разумеющиеся. Но напомню: до гарантий, закреплённых нашим законом «О парламентской оппозиции» в прежние годы, мне пять раз (!) отключали микрофон на пленарных заседаниях Мажилиса и на совместных заседаниях палат Парламента — в том числе при обсуждении таких ключевых документов, как отчёт Правительства об исполнении бюджета (- https://akzhol.kz/ru/blog/v-partii-ak-zhol-vozmushten-periodicheskim-lisheniem-e-deputatov-prava-slova-pri-obsuzhdenii-vazhnejshih-voprosov-zasedanij-parlamenta-i-predlagaiut-zakrepit-v-reglamente-zapret-na-lishenie-slova-predstavitelej-frakcij  https://akzhol.kz/ru/blog/migrated_665  - https://akzhol.kz/ru/blog/migrated_1262  - https://akzhol.kz/ru/blog/realii-mnogopartijnosti-ne-nahodiat-dolzhnogo-resheniia-v-dejstvuiushtem-reglamente-mazhilisa ). Именно поэтому, с учётом отчёта Венецианской комиссии Совета Европы и нашего собственного опыта, мы внесли в закон целый ряд важных новшеств, которыми сегодня пользуются все парламентские фракции. Так, всем фракциям гарантировано право выступления на пленарных заседаниях, совместных заседания палат, в комитетах и рабочих группах. Даже если большинством принято решение прекратить обсуждение, руководителю фракции парламентского меньшинства, по его просьбе обязаны предоставить слово (если он ещё не выступил по данному вопросу). Согласно нормам закона, один комитет возглавляет депутат от партии меньшинства («Ауыл»), как и секретарями двух других комитетов являются представители фракций меньшинства (НПК и “Республика”). Наконец, Вице-спикером Мажилиса также избрана депутат от парламентской оппозиции, член Демпартии “Ақ жол” — Дания Еспаева. Можно, конечно, спорить - кто есть «настоящая» оппозиция, а кто нет, на этот счёт в упоминавшемся докладе Венецианской комиссии дано четкое определение: парламентская оппозиция - это представители партий, прошедших в парламент, но не участвующих в составе правительства и голосующих по тем или иным вопросам против позиции большинства. С этой точки зрения, помимо наглядного прогресса в кадровом вопросе, в сегодняшнем Мажилисе обеспечена свобода выступлений фракций, заметно повысилась острота дискуссий и эффективность взаимодействия парламента и правительства в целом. Фракция «Ак жол» регулярно выражает собственную позицию и голосует вопреки правительству и правящей партии. Считаю, что это не только результат персональный, но и институциональный; следствие законодательного закрепления статуса и полномочий парламентской оппозиции.

К сожалению, не все полномочия парламентской оппозиции, которые предлагались в законопроекте Демпартии «Ак жол», были в итоге приняты в 2020 г. Так, правительство и парламентское большинство заблокировали тогда норму о равном освещении (в рамках государственного информационного заказа) деятельности и инициатив партии власти и партий парламентской оппозиции. Также не нашло поддержки наше предложение о том, что именно оппозиционные депутаты должны возглавлять комитет по бюджету: раз правящая партия , через своё правительство распоряжается бюджетом, то контроль за тем, как расходуются государственные миллиарды, в рамках системы сдержек и противовесов, должен находиться в других руках (такая рекомендация содержится и в упоминавшемся докладе Венецианской комиссии). Не был реализован и ряд других инициатив. Тем не менее, этот закон даёт свои результаты в развитии общественной дискуссии, открытости взаимодействия парламента и правительства, и продвижении парламентаризма. И судя по всему, это становится очевидным не только казахстанцам, но и нашим соседям. Не могу утверждать, что наш закон «О парламентской оппозиции» использовался при подготовке аналогичного документа в Узбекистане. Однако нормы о передаче оппозиции постов руководителя одного парламентского комитета и заместителей в двух комитетах — косвенно говорят именно об этом. В любом случае, можно только приветствовать такие новеллы и надеяться, что шаг за шагом, перемены в институтах приведут к более глубоким изменениям в функционировании всей политической системы, причём не только у соседей, но прежде всего у нас самих. Та же дискуссия вокруг отчета правительства за 2024 год или налогового кодекса - говорят именно за это.