Вчерашний
депзапрос фракции «Ак жол» вызвал определённый резонанс в соцсетях, за что мы
признательны журналистам, освещавшим то заседание Мажилиса.
Но за редким
исключением, обсуждение сосредоточилось на одном предложении, о пересмотре
контроля мобильных платежей.
Между тем, мы
затронули более широкий круг вопросов, связанных с либерализацией экономики.
Так, Демпартия
«Ак жол», предложила:
1) В рамках либерализации налоговой политики, помимо введения дифференцированных ставок налогов и понижения розничного налога до 2% - расширить применение патентного режима, который не связан с отчётами и проверками МСБ.
2) В денежно-кредитной сфере - более решительно снизить базовую ставку Нацбанка (от которой зависят проценты по кредитам) и демонополизировать банковский рынок. Сегодня шесть крупнейших банков контролируют 67% активов всех БВУ. Это ненормально. Мы предлагаем провести разукрупнение ведущих банков для обострения конкуренции между БВУ.
3) Демпартия «Ак жол» считает необходимым пересмотреть порядок уплаты и использования обязательных платежей, - таких, как маркировка товаров, платежи в фонд медстрахования, ЕНПФ, методика утильсбора и т.д. – всего около 90 видов обязательных платежей, используемых неэффективно и скрытно от общества.
4) Считаем, что
при приватизации гособъектов, нужно учитывать, что большие финансовые
возможности есть только у определённого круга лиц. Происхождение их капиталов
порой вызывает вопросы, а продажа им новых предприятий ведет к дальнейшему
разрыву между богатыми и бедными, что являлось главным пороком прежней системы.
Казахстану нужно не расслоение общества, а наращивание среднего класса, который может появиться при правильном перераспределении национального богатства.
В этой связи Демпартия «Ақ жол» уже ряд лет выдвигает предложения о концепции «народного капитализма» по примеру успешной приватизации в Чили и Великобритании, где в стоимости госпредприятий учитывался трудовой вклад общества и партнеров от МСБ (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/narodnyj-kapitalizm-partija-ak-zhol).
5) Также мы
предложили активнее и смелее возвращать в экономический оборот объекты
(недвижимость, оборудование, активы), изъятые банками у несостоявшегося бизнеса
в качестве залогового имущества.
Затягивание этих процедур само по себе наносит ущерб экономики. Оборудование и активы должны работать и приносить прибыль.
Фракция «Ак жол»
предлагает ускорить передачу таких активов бизнесу под доверительное
управление, с последующим выкупом и без ограничений на понижение цены.
Государство так много помогало банкам, что они ничего не потеряют, передав залоги обратно в экономику.
6) Мы считаем,
что необходима прозрачность и доступность ресурсов (земля, кредиты,
коммуникации, преференции), ликвидация коррупции и прекращение преследований
бизнеса.
Либерализация экономики также невозможна без равной защиты интересов как государственной, так и частной собственности. К сожалению, до сих пор права предпринимателей нередко игнорируются.
7) Либерализация экономики будет неполной без сокращения контрольных функций чиновников. Фракция «Ак жол» полагает, что сокращаться должны не только функции, но и сами чиновники, сидящие на контроле за бизнесом или на распределении льгот, потому что иначе они выдумают себе новые полномочия, хлеще прежних.
Мы выразили готовность к совместной работе с Правительством над этими и другими мерами по либерализации экономики (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/predlozheniia-dempartii-ak-zhol-pravitelstvu-po-liberalizacii-konomiki).
Что касается
контроля мобильных переводов - то Демпартия «Ак жол» подготовила конкретные
предложения и суммарный оборот более 1 млн тг/мес - только одно из них. Исходим
из того, что:
1) Уплата налогов является обязанностью каждого предпринимателя, поэтому меры по определению отчислений в бюджет всё-таки необходимы.
2. Но эти меры должны быть простыми и справедливыми, без подавления предпринимательской инициативы. Напротив, правильные налоги могут стимулировать бизнес.
Более подробно о
наших предложениях по мобильным платежам - в следующий раз.