05
Июнь

Демпартия «Ак жол» признала работу правительства в 2023 г. неудовлетворительной и проголосовала против Отчета об исполнении бюджета

Выступление фракции «Ак жол» на пленарном заседании Мажилиса

Назову три причины, почему фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта правительства за прошлый год.

Во-первых -  это контр-продуктивные «достижения» в доходах.

План поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге.

При этом сами поступления увеличились за счет:

● роста налоговых платежей и

● увеличений займов.

Однако рост налоговых поступлений был обеспечен путём авансовых платежей, так сказать, «под будущий урожай».

В прошлом году авансовые платежи по КПН превысили 3 трлн тг, поднявшись сразу на 19%.

Получается, рост доходов бюджета был обеспечен путём «выкручивания рук» предприятиям за прибыль, которой у них ещё нет.

Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года.

Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг.

То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и «замораживая»  оборотные средства.

Да, Налоговый кодекс позволяет авансовые платежи, но если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке,  составили до 300 млрд тг.

Напомним, из-за задолженности в бюджет 7 млрд тг возврата в НДС  японская компания «Маревен» из Конаева приняла решение о переносе экспортного производства макаронной продукции в Узбекистан, о чём фракция «Ак жол» направляла запросы Правительству. Так реагирует бизнес.

Что касается займов, то эти данные вообще некорректно рассматривать в виде доходов бюджета.

Расходы на их обслуживание за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что «съело» 28% от всех ненефтяных доходов.

Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда.

● Вторая причина – ставшее уже хроническим раздвоение, так сказать, «когнитивный диссонанс» расходной политики Правительства: рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство доходов.

За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза до 16%, а доля бюджетов развития обрушилась вдвое – до 10%.

Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета успешно подрывается, а реальный сектор стал «пасынком» правительства.

Определённый оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4,1%.

Но учитывая объективную ситуацию, неизвестно, сколько в этом показателе составляет латентный реэкспорт наших соседей и завышенная оценка внутристрановой ценности собираемой техники. Не случайно президентом К.Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении. Эти вопросы требуют отдельного изучения.

Также не обольщаемся радужными цифрами увеличения количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов.

Оно сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса.

Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась до 1,3%.

Вместе с тем, налоговые поступления от среднего бизнеса выросли до 3%в ВВП, что свидетельствует об эффективности средних предприятий.

А их малочисленность – результат отсутствия внятной политики Правительства по поощрению инвестиций и технологическому вооружению этого ключевого сектора.

● Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора.

Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли государственного сектора в экономике.

Злободневность этого поручения более чем очевидна. Около 40% ВВП Казахстана составляет квазигоссектор, при этом, доля его валовой добавленной стоимости в ВВП составила всего 14%.

В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают бюджетные кредиты, государственные задания и пополнение уставного капитала. Получается, с рынка привлекается не более 20%.

Отдельная проблема – закрытость и коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объемов государственных закупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге.

При этом, в 2023 году объем закупок из одного источника (т.е. вопреки требованиям открытости и конкурентности), вырос в 3,3 раза до 2 трлн тенге, составив 57% от общего объема.

Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые.

Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет был погасил долги квазигоспредприятий на 480 млрд тенге.

Примером расточительности может служить покупка вагонов АО «Пассажирские перевозки».   Договор за счет бюджетного кредита был оформлен в тенге, но с привязанкой к курсу евро с ежегодной индексацией. А значит, итоговая сумма заведомо превысит заложенные средства.

В качестве дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1,38 трлн тенге, из которых 1 трлн 26 млрд тенге стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании «Казмунайгаз».

Эта схема – приобретение госорганом акций компании, и без того принадлежащей государству - вызывает сомнения и как минимум, требует отдельного обсуждения в Парламенте.

Демпартия «Ак жол» убеждена, что и без выкупа госорганами доли любой нацкомпании, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении в Мажилисе проект Бюджетного кодекса.

А без учета дивидендов от покупки, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем унизительным для государства и общества.

Правительство проводит курсы финансовой грамотности для граждан, но само никак не научится считать государственные деньги.

Уважаемые коллеги.

● Сегодня Парламент судит о работе Правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие задачи направляет свои усилия Правительство, какие конкретные цели оно перед собой ставит.

Полагаем необходимым восстановить ст.7 Закона «О Правительстве», которая обязывала Правительство утверждать в Парламенте Программу своих действий и не только отчитываться о бюджете, но и нести политическую ответственность за достижение целей Программы. Тем самым будет реализована формула президента о влиятельном Парламенте и подотчётном Правительстве.

● Кроме того, в развитие конституционной реформы К.Токаева и в соответствии с международным опытом, фракция «Ак жол» предлагает наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой.

С учетом вышеизложенного, Демпартия «Ак жол» считает отчёт Правительства за 2023 год  неудовлетворительным и голосует ПРОТИВ него.

Благодарю за внимание.