Выступление
фракции «Ак жол» на пленарном заседании Мажилиса
Назову три причины, почему фракция «Ак жол» будет голосовать против Отчёта правительства за прошлый год.
Во-первых - это контр-продуктивные «достижения» в доходах.
План поступлений за
2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге.
При этом сами
поступления увеличились за счет:
● роста налоговых платежей
и
● увеличений займов.
Однако рост налоговых поступлений был обеспечен путём авансовых
платежей, так сказать, «под будущий
урожай».
В прошлом году авансовые платежи по КПН превысили 3 трлн тг, поднявшись
сразу на 19%.
Получается, рост доходов бюджета был обеспечен путём «выкручивания рук» предприятиям за прибыль, которой у них ещё нет.
Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение
обязательств бюджета в 1 квартале очередного года.
Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг.
То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила
запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий,
вымывая и «замораживая» оборотные
средства.
Да, Налоговый кодекс позволяет авансовые платежи, но если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 трлн авансовых КПН и почти 600 млрд задержанного НДС, условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 млрд тг.
Напомним, из-за задолженности в бюджет 7 млрд тг возврата в НДС японская компания «Маревен» из Конаева приняла решение о переносе экспортного производства макаронной продукции в Узбекистан, о чём фракция «Ак жол» направляла запросы Правительству. Так реагирует бизнес.
Что касается займов, то эти данные вообще некорректно рассматривать в
виде доходов бюджета.
Расходы на их обслуживание
за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258
млрд тенге, что «съело» 28% от всех ненефтяных доходов.
Как говорится, берёшь чужие деньги и на время, а отдавать нужно свои и навсегда.
● Вторая причина – ставшее уже хроническим раздвоение,
так сказать, «когнитивный диссонанс» расходной политики Правительства: рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального
сектора, что подрывает воспроизводство доходов.
За последние 10 лет доля реального сектора в расходах
бюджета упала в полтора раза до 16%, а доля бюджетов развития обрушилась вдвое
– до 10%.
Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета успешно подрывается, а реальный сектор стал «пасынком» правительства.
Определённый оптимизм
вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4,1%.
Но учитывая объективную ситуацию, неизвестно, сколько в этом показателе составляет латентный реэкспорт наших соседей и завышенная оценка внутристрановой ценности собираемой техники. Не случайно президентом К.Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении. Эти вопросы требуют отдельного изучения.
Также не обольщаемся
радужными цифрами увеличения количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов.
Оно сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса.
Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась
до 1,3%.
Вместе с тем,
налоговые поступления от среднего бизнеса выросли до 3%в ВВП, что
свидетельствует об эффективности
средних предприятий.
А их малочисленность – результат отсутствия внятной политики Правительства по поощрению инвестиций и технологическому вооружению этого ключевого сектора.
● Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора.
Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли государственного сектора в экономике.
Злободневность этого поручения более чем очевидна. Около 40% ВВП Казахстана составляет квазигоссектор, при этом, доля его валовой добавленной стоимости в ВВП составила всего 14%.
В структуре финансирования квазигоссектора 80% занимают бюджетные кредиты, государственные задания и пополнение уставного капитала. Получается, с рынка привлекается не более 20%.
Отдельная проблема –
закрытость и коррупциогенность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше
объемов государственных закупок и составили 3 трлн 800 млрд тенге.
При этом, в 2023 году
объем закупок из одного источника (т.е. вопреки требованиям открытости и
конкурентности), вырос в 3,3 раза до 2 трлн тенге, составив 57% от общего
объема.
Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, как таковые.
Квазигоссектор также
играет огромную роль в формировании долговой нагрузки: так, за пять лет госбюджет был погасил долги
квазигоспредприятий на 480 млрд тенге.
Примером расточительности может служить покупка вагонов АО «Пассажирские перевозки». Договор за счет бюджетного кредита был оформлен в тенге, но с привязанкой к курсу евро с ежегодной индексацией. А значит, итоговая сумма заведомо превысит заложенные средства.
В качестве
дивидендов в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1,38 трлн
тенге, из которых 1 трлн 26 млрд тенге стали результатом покупки Нацбанком
акций нацкомпании «Казмунайгаз».
Эта схема – приобретение
госорганом акций компании, и без того принадлежащей государству - вызывает
сомнения и как минимум, требует отдельного обсуждения в Парламенте.
Демпартия «Ак жол» убеждена, что и без выкупа госорганами доли любой нацкомпании, все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении в Мажилисе проект Бюджетного кодекса.
А без учета дивидендов от покупки, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 млрд тенге, т.е. лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем унизительным для государства и общества.
Правительство проводит курсы финансовой грамотности для граждан, но само никак не научится считать государственные деньги.
Уважаемые коллеги.
● Сегодня Парламент
судит о работе Правительства по освоению бюджета. Но обществу
нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие задачи
направляет свои усилия Правительство, какие
конкретные цели оно перед собой ставит.
Полагаем необходимым восстановить ст.7 Закона «О Правительстве», которая обязывала Правительство утверждать в Парламенте Программу своих действий и не только отчитываться о бюджете, но и нести политическую ответственность за достижение целей Программы. Тем самым будет реализована формула президента о влиятельном Парламенте и подотчётном Правительстве.
● Кроме того, в развитие конституционной реформы К.Токаева и в соответствии с международным опытом, фракция «Ак жол» предлагает наделить Мажилис правом проведения Парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемым Высшей Аудиторской палатой.
С учетом
вышеизложенного, Демпартия «Ак жол» считает отчёт Правительства за 2023 год
неудовлетворительным и голосует ПРОТИВ него.
Благодарю за
внимание.