Слово
ГУЛАГ для людей старшего поколения вызывает зловещие ассоциации, напоминая о
карательной машине репрессий и принудительного труда, существовавшей в СССР в
период сталинской модели социализма.
Вспоминается «кровавый» нарком внутренних
дел Н.И.Ежов, беспощадно истреблявший «врагов народа», вереницы столыпинских
вагонов, везущих заключенных в бесчисленные сталинские лагеря, печально
знаменитые учреждения под названием «АЛЖИР», «КАРЛАГ» … В общественном сознание
ГУЛАГ стал нарицательным понятием, олицетворяющим массовое беззаконие,
бесправие и подавление человеческого достоинства.
Однако, на рубеже XX
и XXI века оказалось, что ГУЛАГ - это не только то, что
происходило в пенитенциарной системе в период СССР. Многие черты ГУЛАГа
благополучно сохранились во множестве постсоциалистических государств. Более
того, вполне осязаемые гулаговские проявления, существуют в пенитенциарной
системе США, где содержится больше всего заключенных в мире – более 2 миллионов
человек. Их труд очень дешев и эксплуатируется в интересах крупных корпораций,
для которых тюремные учреждения выступают подрядчиками при выполнении различных
работ.
На эту проблему обратил внимание
знаменитый норвежский криминолог Нильс Кристи, опубликовавший исследование, в
котором он характеризовал пенитенциарную систему США, как «ГУЛАГ западного
образца» и назвал США, одним из опасных государств мира, в котором используются
гулаговские «технологии» подавления личности, в местах лишения свободы.
К сожалению, во многих социальных
общностях, сохранилась увлеченность насилием как способом решения различных
проблем, упование на исключительный эффект подавления и принуждения личности;
существует слабая иммунная защита от «вирусов» гулаговской социальной
психологии. Увы, но и переход от социалистической системы к рыночному
капитализму на территории бывшего СССР, не привел к торжеству свободы и
уважения человеческого достоинства личности.
Масштабно распространилась коррупция,
снизился уровень жизни большинства населения, возникло колоссальное социальное
расслоение, на которое в нашей стране, неоднократно обращал внимание Глава
государства – Президент Республики К.К.Токаев.
На фоне того социального расслоения
обострилась проблема преступности, маргинализации целых слоев общества, ожили
стереотипы сословно-феодального, средневекового образца, в поведении не самых
достойных представителей правящих элит. Вместо свободы, многие люди обрели цепи
экономической зависимости и финансового неблагополучия, толкающие неустойчивых
граждан на криминальный путь, а значит под контроль пенитенциарных учреждений.
Размышляя над данной проблемой и общаясь
со своим учителем – доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом
России О.В.Филимоновым, я пришел к выводу, что гулаговское наследие не исчезло,
не ушло в небытие. Оно сохранилось в виде многочисленных «осколков» и в
современной уголовно-исполнительной системе Казахстана, даже по происшествию
трех десятилетий истории государственной независимости страны. В этом мне
приходилось многократно убеждаться, посещая пенитенциарные учреждения
уголовно-исполнительной системы Казахстана.
Хотелось бы напомнить уважаемым читателям,
что ГУЛАГ означает символическое выражение модели организации
уголовно-исполнительной системы, которая основывается на
функционально-инструментальном, утилитарном подходе к человеку, как к «винтику»
в пенитенциарном механизме, на массовой эксплуатации труда заключенных,
подавлении их человеческого достоинства и полном бесправии.
Чертами ГУЛАГа, является высокий уровень «тюремного
населения», плохие условия содержания осужденных, широкое распространение
практики пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы, отсутствие
какой-либо ресоциализации и реинтеграции осужденных, которые выходя их стен
пенитенциарных учреждений, пополняют ряды криминала.
Этим и другими проблемам посвящена моя
монография на тему «Преодоление наследия Гулага:
из прошлого в современность уголовно-исполнительной системы Казахстана»,
увидевшая свет в мае 2022 года в одном из столичных издательств. В этой книге я
пытался ответить на вопрос, почему многочисленные «осколки» ГУЛАГа, до сих пор
остаются в пенитенциарной системе нашей страны и что нужно сделать для их
исчезновения.
К сожалению, от этих «осколков»
гулаговского наследия, не смогла избавиться в полной мере,
уголовно-исполнительная система бывшего СССР, несмотря на либерализацию
уголовной политики и процесс «перестройки» М.С. Горбачева. Не смогли этого
сделать и государства, возникшие в условиях распада Советского Союза. Увы, но
целый ряд проявления ГУЛАГа, перешел в XXI
век.
В своей монографии я писал о значительных
достижениях в истории пенитенциарной системы нашей страны, современником
которых являлся и более того принимал в них участие, как эксперт и научный
работник. Проблемы гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики
Казахстана, довольно подробно освещались мною в монографическом исследовании
«Гражданское общество Казахстана и его роль в гуманизации уголовной политики
Казахстана», опубликованном еще в 2010 году.
Несомненные достижения есть, и они
впечатляют. Прежде всего, это масштабное сокращение численности «тюремного
населения», более чем в три раза. Это - создание системы Национального
превентивного механизма противодействия пыткам и жестокому обращению, в местах
лишения свободы. Это - принятие в 2014 году нового уголовного,
уголовно-исполнительного законодательства РК, действующего в настоящее время,
появление национальной службы пробации, впервые в регионе Центральной Азии,
отмена смертной казни в декабре 2021 года и исключение упоминания о данном виде
наказания из Конституции РК по инициативе Президента РК К.-Ж.К. Токаева, в
результате референдума 5 июня 2022 года.
Однако, несмотря на эти очевидные успехи и
гуманистические результаты, сохраняется множество проблем, о которых подробно
говорится в моей монографии, посвященной преодолению наследию ГУЛАГа.
Уголовно-исполнительная система
Казахстана, еще в конце прошлого века перешедшая под юрисдикцию гражданского
ведомства – министерства юстиции, в 2011 году, была возвращена в силовое
ведомство – министерство внутренних дел. В нем она остается и в настоящее
время.
В своей монографии, я пишу о
милитаризованных проявлениях в уголовно-исполнительной системе, о казарменной
шагистике, к которым принуждаются осужденные в местах лишения свободы, о
случаях пыток, насилия и жестокого обращения, которые имеют место в практике
современных пенитенциарных учреждений Казахстана и, порой получают широкий
общественный резонанс.
Многие, например, помнят о деле Наталии
Слекишиной, заключенной одного из следственных изоляторов, которая была
изнасилована должностным лицом – начальником оперативной части следственного
изолятора. Приходится с горечью констатировать, что гулаговская проблема
насилия и издевательств над заключенными, никуда не исчезла и продолжает
существовать, порой в самых неприглядных проявлениях, в современной
пенитенциарной системе нашей страны.
В местах лишения свободы, сохраняется
социальная стратификация осужденных, их деление на «привилегированные группы» и
аутсайдеров, отвергаемых и унижаемых представителями «привилегированных страт».
Конечно, это разграничение носит неофициальный характер и ни в одном документе
уголовно-исполнительной системы, мы не найдем его признания. Однако, это
существующий факт и в большинстве случаев, администрация пенитенциарных
учреждений, закрывает на данную проблему глаза и просто смирилось с ней.
Как и во времена ГУЛАГа, учреждения
уголовно-исполнительной системы, остаются местами распространения криминальной
идеологии субкультуры, которая распространяется в обществе осужденным отбывшими
уголовное наказание.
В моей монографии освещается вопрос и
социальной реинтеграции осужденных. ГУЛАГ с ней практически не совместим. В
настоящее время, в уголовно-исполнительной системе Казахстана, отсутствует
реальный механизм создания и применения программ социальной реинтеграции
осужденных, т.е. их возвращения в общество. А это значит, что осужденные,
покидают пенитенциарные учреждения, нередко без какой-то возможности и
готовности к самостоятельной и ответственной жизнедеятельности, в свободном
обществе.
Следствием, этого нередко являются новые
преступления и новая встреча с тюрьмой. Все как в известном советском
художественном фильме «Джентльмены удачи» - «украл, выпил - в тюрьму!».
Страшным, разрушительным, кумулятивным
эффектом обладает так называемая тюремная романтика, особенно влияющая на
неокрепшие души подростков и молодых людей.
Об этих и многих других проблемах
повествует моя монография, содержащая двенадцать самостоятельных, но при этом
соединенных общей идеей параграфов. Эта идея заключается в необходимости
аккуратного избавления от «осколков» ГУЛАГа, которые способны причинять обществу
серьезные раны и сегодня. Идея очищения атмосферы социальной действительности,
от гулаговского наследия, проявляющегося в самых различных сферах социальной
реальности.
Моя книга – это не утверждение истины в
последней «инстанции». Это философские, нравственно-этические размышления,
исторические, социологические этюды и правовые оценки, рассчитанные на
вдумчивого, открытого к диалогу читателя. Как автор монографии, я буду
бесконечно рад, если мои надежды и ожидания окажутся оправданными.
Депутат
Восточно-Казахстанского областного маслихата от партии ДПК «Ақ жол», доктор юридических наук,
профессор Куат Рахимбердин.