19
Сентября

Еще раз о проблеме ГУЛАГа – вышла монография депутата ВКО маслихата от партии «Ақ жол», д.ю.н, профессора Куата Рахимбердина

Слово ГУЛАГ для людей старшего поколения вызывает зловещие ассоциации, напоминая о карательной машине репрессий и принудительного труда, существовавшей в СССР в период сталинской модели социализма.

Вспоминается «кровавый» нарком внутренних дел Н.И.Ежов, беспощадно истреблявший «врагов народа», вереницы столыпинских вагонов, везущих заключенных в бесчисленные сталинские лагеря, печально знаменитые учреждения под названием «АЛЖИР», «КАРЛАГ» … В общественном сознание ГУЛАГ стал нарицательным понятием, олицетворяющим массовое беззаконие, бесправие и подавление человеческого достоинства.

Однако, на рубеже XX и XXI века оказалось, что ГУЛАГ - это не только то, что происходило в пенитенциарной системе в период СССР. Многие черты ГУЛАГа благополучно сохранились во множестве постсоциалистических государств. Более того, вполне осязаемые гулаговские проявления, существуют в пенитенциарной системе США, где содержится больше всего заключенных в мире – более 2 миллионов человек. Их труд очень дешев и эксплуатируется в интересах крупных корпораций, для которых тюремные учреждения выступают подрядчиками при выполнении различных работ.

На эту проблему обратил внимание знаменитый норвежский криминолог Нильс Кристи, опубликовавший исследование, в котором он характеризовал пенитенциарную систему США, как «ГУЛАГ западного образца» и назвал США, одним из опасных государств мира, в котором используются гулаговские «технологии» подавления личности, в местах лишения свободы.

К сожалению, во многих социальных общностях, сохранилась увлеченность насилием как способом решения различных проблем, упование на исключительный эффект подавления и принуждения личности; существует слабая иммунная защита от «вирусов» гулаговской социальной психологии. Увы, но и переход от социалистической системы к рыночному капитализму на территории бывшего СССР, не привел к торжеству свободы и уважения человеческого достоинства личности.

Масштабно распространилась коррупция, снизился уровень жизни большинства населения, возникло колоссальное социальное расслоение, на которое в нашей стране, неоднократно обращал внимание Глава государства – Президент Республики К.К.Токаев.

На фоне того социального расслоения обострилась проблема преступности, маргинализации целых слоев общества, ожили стереотипы сословно-феодального, средневекового образца, в поведении не самых достойных представителей правящих элит. Вместо свободы, многие люди обрели цепи экономической зависимости и финансового неблагополучия, толкающие неустойчивых граждан на криминальный путь, а значит под контроль пенитенциарных учреждений.

Размышляя над данной проблемой и общаясь со своим учителем – доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом России О.В.Филимоновым, я пришел к выводу, что гулаговское наследие не исчезло, не ушло в небытие. Оно сохранилось в виде многочисленных «осколков» и в современной уголовно-исполнительной системе Казахстана, даже по происшествию трех десятилетий истории государственной независимости страны. В этом мне приходилось многократно убеждаться, посещая пенитенциарные учреждения уголовно-исполнительной системы Казахстана.

Хотелось бы напомнить уважаемым читателям, что ГУЛАГ означает символическое выражение модели организации уголовно-исполнительной системы, которая основывается на функционально-инструментальном, утилитарном подходе к человеку, как к «винтику» в пенитенциарном механизме, на массовой эксплуатации труда заключенных, подавлении их человеческого достоинства и полном бесправии.

Чертами ГУЛАГа, является высокий уровень «тюремного населения», плохие условия содержания осужденных, широкое распространение практики пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы, отсутствие какой-либо ресоциализации и реинтеграции осужденных, которые выходя их стен пенитенциарных учреждений, пополняют ряды криминала.

Этим и другими проблемам посвящена моя монография на тему «Преодоление наследия Гулага: из прошлого в современность уголовно-исполнительной системы Казахстана», увидевшая свет в мае 2022 года в одном из столичных издательств. В этой книге я пытался ответить на вопрос, почему многочисленные «осколки» ГУЛАГа, до сих пор остаются в пенитенциарной системе нашей страны и что нужно сделать для их исчезновения.

К сожалению, от этих «осколков» гулаговского наследия, не смогла избавиться в полной мере, уголовно-исполнительная система бывшего СССР, несмотря на либерализацию уголовной политики и процесс «перестройки» М.С. Горбачева. Не смогли этого сделать и государства, возникшие в условиях распада Советского Союза. Увы, но целый ряд проявления ГУЛАГа, перешел в XXI век.

В своей монографии я писал о значительных достижениях в истории пенитенциарной системы нашей страны, современником которых являлся и более того принимал в них участие, как эксперт и научный работник. Проблемы гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики Казахстана, довольно подробно освещались мною в монографическом исследовании «Гражданское общество Казахстана и его роль в гуманизации уголовной политики Казахстана», опубликованном еще в 2010 году.

Несомненные достижения есть, и они впечатляют. Прежде всего, это масштабное сокращение численности «тюремного населения», более чем в три раза. Это - создание системы Национального превентивного механизма противодействия пыткам и жестокому обращению, в местах лишения свободы. Это - принятие в 2014 году нового уголовного, уголовно-исполнительного законодательства РК, действующего в настоящее время, появление национальной службы пробации, впервые в регионе Центральной Азии, отмена смертной казни в декабре 2021 года и исключение упоминания о данном виде наказания из Конституции РК по инициативе Президента РК К.-Ж.К. Токаева, в результате референдума 5 июня 2022 года.

Однако, несмотря на эти очевидные успехи и гуманистические результаты, сохраняется множество проблем, о которых подробно говорится в моей монографии, посвященной преодолению наследию ГУЛАГа.

Уголовно-исполнительная система Казахстана, еще в конце прошлого века перешедшая под юрисдикцию гражданского ведомства – министерства юстиции, в 2011 году, была возвращена в силовое ведомство – министерство внутренних дел. В нем она остается и в настоящее время.

В своей монографии, я пишу о милитаризованных проявлениях в уголовно-исполнительной системе, о казарменной шагистике, к которым принуждаются осужденные в местах лишения свободы, о случаях пыток, насилия и жестокого обращения, которые имеют место в практике современных пенитенциарных учреждений Казахстана и, порой получают широкий общественный резонанс.

Многие, например, помнят о деле Наталии Слекишиной, заключенной одного из следственных изоляторов, которая была изнасилована должностным лицом – начальником оперативной части следственного изолятора. Приходится с горечью констатировать, что гулаговская проблема насилия и издевательств над заключенными, никуда не исчезла и продолжает существовать, порой в самых неприглядных проявлениях, в современной пенитенциарной системе нашей страны.

В местах лишения свободы, сохраняется социальная стратификация осужденных, их деление на «привилегированные группы» и аутсайдеров, отвергаемых и унижаемых представителями «привилегированных страт». Конечно, это разграничение носит неофициальный характер и ни в одном документе уголовно-исполнительной системы, мы не найдем его признания. Однако, это существующий факт и в большинстве случаев, администрация пенитенциарных учреждений, закрывает на данную проблему глаза и просто смирилось с ней.

Как и во времена ГУЛАГа, учреждения уголовно-исполнительной системы, остаются местами распространения криминальной идеологии субкультуры, которая распространяется в обществе осужденным отбывшими уголовное наказание.

В моей монографии освещается вопрос и социальной реинтеграции осужденных. ГУЛАГ с ней практически не совместим. В настоящее время, в уголовно-исполнительной системе Казахстана, отсутствует реальный механизм создания и применения программ социальной реинтеграции осужденных, т.е. их возвращения в общество. А это значит, что осужденные, покидают пенитенциарные учреждения, нередко без какой-то возможности и готовности к самостоятельной и ответственной жизнедеятельности, в свободном обществе.

Следствием, этого нередко являются новые преступления и новая встреча с тюрьмой. Все как в известном советском художественном фильме «Джентльмены удачи» - «украл, выпил - в тюрьму!».

Страшным, разрушительным, кумулятивным эффектом обладает так называемая тюремная романтика, особенно влияющая на неокрепшие души подростков и молодых людей.

Об этих и многих других проблемах повествует моя монография, содержащая двенадцать самостоятельных, но при этом соединенных общей идеей параграфов. Эта идея заключается в необходимости аккуратного избавления от «осколков» ГУЛАГа, которые способны причинять обществу серьезные раны и сегодня. Идея очищения атмосферы социальной действительности, от гулаговского наследия, проявляющегося в самых различных сферах социальной реальности.

Моя книга – это не утверждение истины в последней «инстанции». Это философские, нравственно-этические размышления, исторические, социологические этюды и правовые оценки, рассчитанные на вдумчивого, открытого к диалогу читателя. Как автор монографии, я буду бесконечно рад, если мои надежды и ожидания окажутся оправданными.

 

Депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата от партии ДПК «Ақ жол», доктор юридических наук, профессор Куат Рахимбердин.